Почему ребенок не хочет делиться игрушками

Детские игрушки имеют большое значение в формировании личности ребенка, даже не просто как развивающий материал, а также как предмет личной собственности, из-за которого нередки раздоры между детьми.

Почему же ребенок жадничает, и жадничает ли он вообще, когда сопротивляется тому, чтобы его игрушки, или даже просто найденные в песочнице предметы, типа камешков, пытается взять другой малыш.

Дело в том, что личностное формирование у ребенка происходит параллельно с освоением мира предметов. Себя, как отдельную единицу, малыш начинает чувствовать тогда, когда учится манипулировать окружающими объектами, в первую очередь, конечно, своими игрушками. Их он воспринимает как часть своего мира, в котором соответственно все принадлежит маленькому хозяину. Естесственно, когда кто-то посягает на его родное имущество, он сопротивяется, и это совершенно нормально.

Напрасно некоторые родители при виде типичной ситуации: Паша подошел к Вове и взял у него машинку, на что Вова начал бурно реагировать, начинают на корню пресекать собственнические проявления, убеждая ребенка, что нужно обязательно поделиться. Мол, «хорошие» мальчики так себя не ведут. При неоднократном повторении аналогичной ситуации у малыша начинает формироваться условное поведение. Ребенок буквально понимает смысл: чтобы тебя любили, надо стать хорошим, а хороший тот, кто безоговорочно отдает свои вещи другому по первому требованию.

Тут ситуация может развиваться по-разному. Либо ребенок начинает использовать эту уловку, в том смысле, что когда ему нужно будет заслужить любовь и милость со стороны взрослых, он будет использовать их же собственные подсказки (и когда надо, вести себя хорошо). Либо у него начнет формироваться такая черта, которая именуется слабохарактерностью: неумение отстоять свое право. Просто дети часто не выдерживают давления взрослых, им проще отказаться от своих первоначальных амбиций, ну а потом процесс принимает затяжной характер. И ребенок вырастает очень мягким, неспособным оказать отпор, когда это действительно необходимо.

Что же делать, если возникает ситуация наоборот: когда у вашего ребенка отнимают игрушку. В первую очередь, ребенку нужно почувствовать себя защищенным родительской опекой. Это не значит, что вам нужно активно воспротивиться ситуации и радикально решить вопрос, отобрав игрушку обратно. Здесь нужно либо попробовать объяснить соседскому малышу, что у него свои игрушки, а у нас — свои. Либо отвлечь детей от дележа (обратив внимание на птичку, листочек или что-то другое).

Чувство собственности в разумной степени ни сколько не вредно, а, напротив, дети начинают различать, где свое, а где — чужое. В гипертрофированной же форме эта черта приобретает статус жадности. Когда ребенок категорически отказывается делиться игрушками (например, в детском саду, где все общее). Не последнюю роль в этом играют и сами родители, когда говорят, что-то типа этого: «Не носи игрушку в садик — сломают». Если вы знаете, что у ребенка есть любимая машинка, или кукла, отвлеките его (только другой репликой), чтобы он не брал ее с собой во двор, например. И малыш лишний раз не травмируется, и игрушка останется целой.

С другой стороны, если игрушка «старая», но верно служит своему хозяину уже долгое время, она может послужить своеобразной моральной защитой, скажем, при первом посещении детского сада: малыш не будет чувствовать себя одиноким.

Единого рецепта, как повести себя в той или иной ситуации, понятно, не существует, нужно ориентироваться, учитывая разные факторы. Но, главное, конечно, чтобы ребенок не чувствовал себя подавленным и отчужденным.