Начинаем говорить играя

Темпы речевого развития детей индивидуальны и зависят от многих факторов, а логопедической нормой начала речи считается возраст от 10 месяцев до полутора лет. Однако многие родители начинают беспокоиться, если их ребенок общается звуками, в то время как некоторые его сверстники уже говорят. О том, как научить ребенка говорить слова написано много методик, которые можно найти как в специальной литературе, так и на просторах интернета. Методик много, но, пожалуй, их все объединяет одно – обучать маленького ребенка чему бы то ни было, в том числе и речи, нужно в процессе игры.

Хорошо подойдут для расширения словарного запаса пальчиковые игры. Они сопровождаются стишками и потешками, которые нужно произносить с четкой артикуляцией, подчеркивая движениями губ каждый звук слова. Со временем малыш будет повторять не только движения игры, но и слова, которые ее сопровождают. Эти слова обретут для ребенка смысл и пополнят его лексикон. Чтобы игра прошла гладко и принесла удовольствие и пользу малышу, текст сопровождающих стишков лучше выучить заранее, только тогда родитель сможет сосредоточиться на правильном и четком произношении.

Лепка, помимо пользы для мелкой моторики также способствует развитию речи. Можно слепить из пластилина персонажей любимой сказки малыша, а затем воссоздать из нее сцены. Назвать каждого персонажа, придумать ему небольшую речь. Озвучивать те действия, которые ребенок производит. Можно дополнять пластилином картинки детских журналов, например, попросить малыша слепить гриб, чтобы приклеить его под нарисованный куст.

Чтобы освоить произношение слов, ребенку нужно тренировать мышцы губ и языка. Для развития этих мышц можно поиграть с ребенком в зеркало. Родитель корчит рожицы, которые предлагается повторить ребенку. Это и вытягивание языка, и сворачивание губ в трубочку, широко открытый рот, растянутые губы. Нужно таким образом складывать губы и язык, чтобы они имитировали положение при произношении той или иной буквы, можно также дополнять эти движения произношением соответствующих звуков.

И, конечно, для развития речи нужно разговаривать с ребенком. Нужно сопровождать словами все свои действия, называть все окружающие предметы. При этом называть четко, понятно, не «сюсюкая» с малышом. Речевую активность нужно поощрять. Например, если ребенок просит что-то ему дать, нужно отдавать желаемый предмет только после того, как ребенок попытается его назвать, при этом нужно хвалить малыша и повторять название предмета четко и ясно.

А вот что никак не способствует развитию речи, так это телевизор. Яркие образы мелькают, быстро сменяя друг друга – этот процесс настолько поглощает внимание малыша, что понимать сопровождающие их слова он просто не успевает. Кроме того, при восприятии речи из телевизионного эфира ребенок не усваивает артикуляцию, которая сопровождает эту речь, поэтому даже если он слышит и понимает слова, произносить их таким образом не научится.