главная полезные советы контакты
Развивающие методики
 
Раннее развитие: игра для детей или взрослых?
Системы раннего развития
Методика Монтессори
Методика П.Тюленева
Система Никитиных
Система Г.Домана
Система Н.Зайцева
Методика Сесиль Лупан
Вальдорфская педагогика
Пальчиковая методика
Развитие способностей
Развитие мышления
Игры для развития речи
Игры для развития памяти
Эстетическое развитие
  • Лепка
  • Рисование
  • Аппликация
  • Музыкальное развитие
    Сенсорное развитие
    Развитие воображения
    Игры на развитие внимания
    Имитация и подражание
    Задатки и способности
    Одаренность и талант
    Занятия и увлечения
    Физическое развитие
    Темперамент ребенка
    Роль животных в развитии
    Нравственное развитие

     

     

    Нравственное развитие ребенка

    Уделять повышенное внимание моральной стороне развития ребенка следует уже в 3-4-летнем возрасте. Хотя, определенные задатки закладываются уже с рождения, и даже до этого момента. Очень многое зависит от поведения самих родителей. Если ребенок буквально с пеленок "впитывает" атмосферу недоброжелательности, становится очевидцем конфликтов, агрессивного отношения друг к другу, то невозможно от него ожидать иного стиля поведения. Дети ведь - великие подражатели и перенимают от взрослых многое, если не сказать, все, в том числе и манеру общения. А развивающие методики еще и ускоряют процесс освоения определенных навыков.

    Но даже, если в семье довольно комфортный психологический климат, не всегда родители могут донести до ребенка основы нравственности в отношениях с людьми. Играя в песочнице, дети, случается, отстаивая право обладания игрушкой, могут и ударить других. Мама, как правило, в таких случаях испытывает шок, принимается активно объяснять ребенку, что "так делать нельзя, что Диме (или Паше) больно". Но не всегда объяснения могут быть поняты с первого раза. Как же привить ребенку доброе отношение, умение делиться, честность и другие нравственные понятия и нормы?

    К 4 годам ребенок уже может контролировать свое поведение и осознавать свои поступки, но его восприятие отношений с окружающим миром может быть разным (часто зависит от примеров близких взрослых людей). Определенные качества можно и развить. Одним из вариантов объяснений служат сказки, где всегда есть добро и зло. Чтобы ребенок понимал, чем отличается хороший поступок от плохого, нужно разбирать с ним конкретные сцены из тех же сказок. Например, лиса выгнала зайчика из его избушки. Как она при этом поступила: хорошо или плохо. Если плохо, то почему. Ребенок должен через осознание прийти к нужному ответу.

    Однако пространные рассуждения не всегда приводят в полному пониманию. Все-таки лучший учитель - это жизнь. В воспитании доброты, взаимовыручки, преданности помогают домашние животные. Через общение с ними ребенок учится чувствовать чужую боль: если ребенок дергает кошку за хвост, она быстро отреагирует и ответит "той же монетой". Полученные царапины "научат" понимать, какие действия откликаются соответствующими последствиями.

    Другой вариант - тотальный контроль со стороны взрослого. Т.е. например, мама постоянно наблюдает за поведением ребенка и комментирует: туда не ходи, так не делай, отдай игрушку обратно и т.д. А если он все же поступает по-своему, то за это обычно ему бывает какое-либо наказание (чаще брань или шлепок по мягкому месту). Сделать то же самое в другой раз ребенок тоже может, но он уже взешивает, что ему за это будет. А когда взрослые не видят, тогда поступает по-своему. Но есть ли от такой схемы польза? Тут скорее, ребенок начинает подстраиваться, хитрить, но такой способ не ведет к пониманию сути нравстенных поступков.

    Более приемлемый способ - это контакт с ребенком на равных. Т.е. не запугивание, что за эти плохие действия ребенок сейчас получит наказание, а такое поведение, которое бы подвело ребенка к самостоятельному выбору в пользу доброты, щедрости и прочих социально значимых вариантов поведения.

    Для этого нужно доверительное отношение к ребенку. Т.е. формирование у него собственного значимого "Я". Например, если вы ему доверяете сменить у домашнего питомца старый корм на новый и при этом не проверяете. Ребенок, получив ответственность, скорее всего выполнит задание с должным отношением. А в случае, когда он допустил грубость, по отношению к вам - не разговаривать с ним какое-то время, вместо того, чтобы отшлепать с криками, лишь бы показать свое превосходство над ним. Ребенок начивает чувствовать, что имеет такую же свободу действий как и вы, но за последствия определенных поступков наступает ответственность, вот тогда и формируется нравственное поведение.

    Конечно, взрослым проще пойти на крайние меры, лишь бы уже показать, где справедливость и кто в доме хозяин. Но, к сожалению, такими методами не помочь росту сознательности. И потом, когда ребенок вырастет и уже не будет постоянно находиться на глазах родителей, он уже не побоится получить наказание за свой поступок.

    Какой же способ отношения к другим людям сегодняшний малыш предпочтет в будущем, зависит от выстраивания взаимоотношений в цепи родители-ребенок уже сейчас.

    Детские развлечения
     
    Игрушки для разных возрастов
  • до 1 года
  • 1 - 4 лет
  • 5 - 7 лет
  • от 7 лет
  • Как выбрать игрушку
    Игры для разных возрастов
  • от 0 до 1 года
  • от 1 до 3 лет
  • от 3 до 5 лет
  • от 5 до 7 лет
  • Игры для детского праздника
    Командные игры
    Компьютерные игры
    Детские забавы
    Сценарий детского праздника
    Загадки для детей
    Потешки
    Сказки
    Оригами-поделки
    Поделки из природного материала
    Детский мир
    Фен-шуй для детской комнаты
    Детский гороскоп
    Значение имени ребенка

     

    (c) planeta-baby.ru
    Детские развивающие игры, методики, развлечения
    При использовании материалов ссылка на сайт обязательна
    e-mail: planeta-baby@mail.ru