Развивающая методика Монтессори

Методика Монтессори — одна из популярных методик развития способностей ребенка. Названа так по имени основательницы — итальянской ученой — Марии Монтессори (1870-1952 г.г.), которая еще в свое время сделала очень интересный вывод на основе своих наблюдений за детьми (причем первоначально за детьми с ограниченными возможностями). А наблюдение в том, что лучшее воспитание — невмешательство со стороны взрослых в процесс освоения ребенком окружающего мира.

Суть методики: развитие ребенка существенно ускоряется, если для этого создана соответствующая атмосфера. Как правило, занятия проходят в игровой форме, при этом ребенок самостоятельно выполняет упраженения и даже сам замечает и исправляет свои ошибки. Что касается роли педагога, то его задачей становится пробудить интерес и предоставить ребенку свободу действий, наблюдая за процессом, а при необходимости помогать.

Акцент также делается на коллективные упражнения, которые собственно и помогают приобрести навыки общения и адаптироваться в быту.

Кроме этого, Монтессори обратила внимание на наиболее активные периоды развития в жизни ребенка, так называемые сенситивные фазы. В эти периоды ребенок наиболее восприимчив, учебный процесс протекает как бы сам собой и основывается на взаимообмене с окружающей действительностью. К примеру, в первой фазе (от 0 до 4-х лет) пик приходится на 2-2,5 года. В это время малыш буквально «впитывает» особенности окружающей обстановки.

Таким образом, внешний порядок вещей проецируется на внутренний уклад. Вот поэтому ребенок временами капризничает: потому что нечто, изменившееся во внешнем привычном мире, расстраивает его. Другими словами, когда возникает несоответствие внешнего и внутреннего. По этой причине многие дети капризничают, например, при сборах на прогулку.

В такие периоды важно следить как за психологической атмосферой в доме, так и за банальным порядком: привычка видеть аккуратно убранные комнаты впоследствии поддержит желание наводить порядок.

Обучающий материал Монтессори

Есть такой специальный термин — Монтессори-материалы, смысловое значение которого объединяет собственно учебные пособия и развивающие игры. Отличительное свойство этих предметов для обучения в том, что они производятся из 100%-натуральных материалов, соответственно не могут стоить дешево.

Схема обучения

Система обучения предполагает разделение Монтессори-класса на несколько зон. В одной из них ребенок проходит, что называется, школу жизни, т.е. приобретает необходимые навыки самостоятельности: учится одеваться, пользоваться инструментами, предназначенными для разных видов деятельности, например, кистью — для рисования, ножницами — для вырезания и т.д.

В другой зоне дети познают особенности окружающего мира: научаются определять различия между предметами по форме, цвету, внешней оболочке.

Далее идет зона активной деятельности, которая отвечает за развитие двигательных навыков, для чего есть специальный комплекс упражнений, к примеру, на развитие координации.

И еще одно направление — это зона развития интеллекта, в ней идет изучение предметных направлений: математики, географии..

В принципе, родители и в домашних условиях могут предложить ребенку развивающие игры по системе Монтессори.

Как построены занятия в группах Монтессори

В группах занятий по системе Монтессори сами занятия, как уже говорилось выше, построены на свободном выборе детей. Они сами выбирают интересные материалы, во время занятия разрешено играть. У родителей может возникнуть вопрос: а в чем собственно заключается занятие, если ребенок увлечен собственными играми? Ключевой момент — это привлекательность дидактического материала: интерес к нему может пересилить желание продолжать начатую игру, малыш просто отложит свои игрушки и погрузится, например, в процесс составления мозаики.

Еще у педагогов, работающих по ситеме Монтессори, есть такое понятие, как «круг». Это что-то вроде разговора по душам на заданную тему. Хоть и длится такое общение в среднем четверть часа, но учитель успевает обсудить с детьми происходящие в их жизни события (в том числе дома), предметом разговора могут быть и природные явления, а в канун праздника — разучивание песенок и стишков. И все это в привычном для ребенка ритме жизни.

Одним словом, система Монтессори дает ребенку возможность развиваться естественно, в гармонии с жизненными процессами.

Добавьте сайт в закладки и вы легко сможете вернуться к интересующей вас теме в любой момент!