Сесиль Лупан (г.р. 1955, Бельгия). Создала свою систему развития для детей раннего возраста. И в первую очередь ее интерес к новому подходу в развитии малышей был подкреплен статусом молодой мамы. Поначалу, развивая своих малолетних дочек, она применяла некоторые принципы методики Г.Домана. Однако на практике оказалось,что не все из этих принципов достаточно хороши.
Дело в том, что Доман работал с группой детей и соответственно его методика рассчитана на детей в общем. Сесиль же сделала ставку на индивидуальность. Она подчеркивает, что именно родители могут дать ребенку всестороннее развитие, потому что только они знают своего ребенка лучше, чем кто-либо. А, учитывая склонности и способности ребенка, можно более тонко развивать в нем интерес к познанию.
Другой принцип методики Лупан: преподнесение нового для ребенка материала должно быть непринужденным. Ни в коем случае нельзя ускорять процесс, если малыш не готов к восприятию информации. Иначе это может дать совсем обратный результат — потерю интереса к занятиям. Да и занятия сами по себе не должны напоминать заранее сформированную заготовку. Точнее, это должна быть импровизация. Как только вы заметили интерес ребенка к какому-либо предмету или явлению, поддержите этот порыв, дайте ребенку больше информации: именно в этот момент возникает благодатная почва для усвоения знаний. Например, если на улице ребенок потянулся к цветку, то ему можно рассказать, что это за цветок, какого он цвета, как он пахнет, чем отличается от других. Именно через практические навыки ребенок получает максимум полезной информации, а кроме этого, тяга к познанию в такой форме — естесственна.
Должное внимание Сесиль Лупан (как и Г.Доман) уделяет двигательной активности ребенка. Чем более подвижен малыш, тем скорее он развивается как в физическом, так и в интеллектуальном плане.
Еще один аспект, на который она делает акцент, — это обучение новорожденных плаванию по методу Клэр Тиммерманс. Но, надо сказать, что не все родители рискнут заняться освоением этой методики и, возможно, правильно. Потому что лучше этот метод осваивать не в одиночку (по книжке), а с опытным мастером.
Основная мысль, которую Сесиль Лупан пытается донести до родителей — это внимание к своему ребенку (не путать с опекой). Здесь имеется в виду внимание к потребностям и склонностям ребенка. Все дети индивидуальны, поэтому то, что подходит одному, другому может быть даже помехой. И, конечно, родительский максимализм не всегда уместен применительно к занятиям с детьми. Временами ребенку нужно давать больше отдыха (даже до нескольких месяцев), если вы чувствуете, что ребенок устал. Излишняя нагрузка может вызвать неприятие познавательного процесса. Поэтому родители должны быть максимально бдительны. Важно, чтобы процесс получения знаний вызывал удовольствие.
А вообще Сесиль рекомендует почаще быть в контакте с ребенком. Очень важно, когда мама, разговаривает с малышом, даже если он еще не понимает значения слов, он улавливает родную интонацию. А физический контакт (прикосновения, поглаживания) благотворно влияют на общее развитие: ребенок чувствует себя защищенным, любимым и, соответственно становится более открытым ко всему новому.
В методике Лупан отчетливо сделан акцент на индивидуальность подхода, однако конкретных рецептов она не дает, поскольку (как уже говорилось выше) родители должны чувствовать свое дитя и строить занятия в свободной форме. Автор методики как бы подталкивает воображение родителей в нужном направлении. И кроме этого, отмечает, что ребенку нужно не только помогать познавать мир, но и поощрять его стремление, тягу к познанию. Хвалить за маленькие победы, а также давать возможность для самостоятельных занятий (похожий аспект есть в методике Монтессори).
Более подробную информацию можно почерпнуть из книги Сесиль Лупан «Поверь в свое дитя» (о развитии детей от 0 до 3-х лет).