Игра для ребенка — самый доступный и эффективный способ познания окружающего мира. Через игру ребенок получает новые эмоции и чувства, начинает понимать природу вещей, учится контролировать свои поступки. Именно этот способ взаимодействия с миром дает возможность маленькому гражданину понять, что он сам может определить свое место в социуме, в то же время практика подсказывает, как это лучше сделать.
Детские игры как способ борьбы со страхами
Ролевые игры
Польза и вред игры в «войнушку»
Игра в «дочки-матери»
Почему ребенок не играет с другими детьми
Почему ребенок ломает игрушки
Почему ребенок агрессивен в играх с детьми
Почему ребенок не хочет делиться своими игрушками
Почему дети ссорятся
Вообще детские игры могут дать много информации родителям о всестороннем развитии малыша, и что в этом процессе не так. Например, если ребенок играет с игрушками, используя только их функциональное назначение: заводит машинку, собирает-разбирает робота-трансформера, стреляет из автомата, который издает звуки и световые эффекты и т.д., то это говорит о том, что игровая фантазия малыша не развивается. Он лишь эксплуатирует спецэффекты, задействованные в игрушках, но не придумывает сюжет игры, не воображает себя героем, и это должно насторожить. Потому что игра должна развивать внутренний мир, а не просто состоять из механических действий.
Наблюдая за ролевыми играми, можно понять, как ребенок чувствует себя в окружающем мире. Часто дети проявляют (копируют) в игре поведение взрослых (особенно близких людей: матери, отца). Могут вести себя аналогичным образом по отношению к куклам, например, наказывать, кричать, ставить в угол, или проявлять доброе отношение, исходя из личного опыта. В ролевой игре могут проявляться и комплексы ребенка, внутренние барьеры. Он просто переносит ощущения и действия из реальной жизни в игру.
Также можно понять, какую информацию большей частью ребенок получает из внешнего мира. Если его игры наполнены агрессией, то вероятно, ее он черпает из кинофильмов, либо из общения со взрослыми. Дети вообще являются отражением семейной атмосферы, поскольку они впитывают все позитивные и негативные качества.
Через игру ребенок также пополняет багаж знаний о разных сферах жизни. Играя, он так или иначе сталкивается с вопросами, на которые у него пока нет ответов, соответственно он стремится восполнить пробел, обращаясь к взрослым, либо домысливает сам.
Бывает, дети сливаются с игровой ситуацией так, как если бы это происходило с ними на самом деле. Это как у актеров: вживание в роль. В таких случаях они идентифицируют себя с персонажем до такой степени, что даже когда к ним обращается взрослый, например, мать, констатируют: «я не Никита, я летчик».
Поэтому наблюдение за игрой так полезно для родителей. Для них это шанс увидеть направление развития своего ребенка и предпринять, если нужно, соответствующие меры. Если же все пустить на самотек, то однобокое воприятие окружающего мира (если оно уже проявляется) будет только усугубляться.