Масару Ибука наиболее известен своими инженерными изобретениями и как один из основателей компании Сони. Однако его также остро интересовал вопрос воспитания и образования детей, что привело к поискам и неожиданным открытиям в этой сфере деятельности. Результатом его трудов стало создание Ассоциации раннего развития, Школы талантов и написание книги-бестселлера.
В ХХ веке ученые выявили, что 3/4 клеток мозга формируется до трехлетнего возраста. Если не ввести новый опыт вовремя, то достичь высокого уровня будет невозможно, поэтому так необходимо заложить прочную основу для дальнейшего развития интеллекта ребенка, его безграничных потенциальных возможностей с первых дней жизни.
Масару Ибука пишет о возможностях обучения ребенка до трех лет плаванию, музыкальному развитию, изучению иностранных языков, обучению чтению и многому другому, что помогает в дальнейшем легкому обучению в школе.
Какими же принципами необходимо руководствоваться в раннем развитии ребенка?
1. Своевременность, т.е. заниматься развитием необходимо с момента рождения малыша;
2. Не гены определяют будущую жизнь ребенка, а занятия и окружающая среда;
3. Счастье выросшего ребенка, его безграничные способности есть цель методики;
4. Психическое здоровье закладывается в детстве, поэтому воспоминания из детства влияют на всю жизнь;
5. Конфликты, отрицательные эмоции детей нельзя оставлять без внимания взрослых, необходимо найти причину негатива и устранить ее;
6. Участие мамы наиболее важно для малыша в этом возрасте, ее любовь, забота, внимание оказывают огромное влияние на все его будущее и гармоничное развитие, но папа также должен вносить свой незаменимый вклад в воспитание и обучение ребенка;
7. Большая семья – большие возможности, если в доме живет несколько поколений, дети общаются между собой, это также благотворно влияет на развитие ребенка;
8. Не нужно решать за ребенка, какие задания сложные, а какие простые, предоставьте ему широкие возможности для обучения, свободу выбора;
9. Необходимо воспитывать у ребенка интерес, желание узнавать что-то новое, развивать его самостоятельность;
10. Главное то, что делает ребенок здесь и сейчас, что он придумывает и изобретает. Недопустимо навязывать ему стандарты, правила игры и обращения с теми или иным игрушками.
Применение методики Масару Ибуки на практике
1. Обстановка в комнате ребенка должна быть яркой, красочной, чтобы стимулировать, побуждать мозг ребенка к обучению, развитию;
2. Необходимо развивать сенсорное восприятие ребенка через прикосновения к различным предметам и поверхностям, малыша можно и нужно брать на руки и к себе в кровать;
3. Заинтересовать ребенка новыми знаниями и пробудить любопытный ум – это первоначальная цель в обучении, а когда интерес появится, то можно читать, считать и развивать другие навыки;
4. Формирование у ребенка художественного вкуса очень важно для гармоничного воспитания личности, поэтому нужно слушать классическую музыку, просматривать картины знаменитых художников, читать хорошую прозу и поэзию;
5. Вкусовые рецепторы ребенка также необходимо развивать, еда должна быть максимально разнообразной;
6. Ранний возраст наиболее оптимален для начала изучения родного и иностранных языков, при этом речь взрослых должна быть правильной и грамотной, без искажения каких-либо звуков для подражания ребенку;
7. Ребенку интереснее игрушка, которую он сможет собрать своими руками или обычные бытовые предметы; при этом обилие купленных игрушек негативно влияет на развитие ребенка, так как рассеивает внимание;
8. Жизнь ребенка должна быть предсказуемой и последовательной, следовать определенным правилам и временным рамкам;
9. Физическое развитие, ходьба, плавание, катание на роликах или коньках также жизненно необходимы ребенку;
10. Тренировать память малыша возможно через заучивание небольших стихов;
11. Пластилин, вырезания и аппликации нужны для развития мелкой моторики, также этому способствуют занятия на музыкальных инструментах;
12. Карандаши, мелки, фломастеры – жизненно необходимый реквизит для всех детей в этой возрастной группе.
Занимаясь с ребенком по методике Масару Ибуки можно достичь поразительных результатов, заложить прочные основы дальнейшему развитию и обучению ребенка в детском саду и школе, воспитать гармоничного, жизнерадостного и уверенного в своих возможностях человека.