Первая информация и представления о деньгах появляются у малыша года в два с половиной — три. Посещая магазины вместе с родителями, дети видят, что все чупа-чупсы, машинки, мыльные пузыри и прочие детские забавы родители покупают, т.е. меняют на деньги. От их наличия или отсутствия иной раз зависит возможность покупки. С этого момента становится ясным, что деньги это нечто весьма нужное, потому что если они есть — исполняются желания.
В пять лет ребенок, как правило, хорошо знает денежные купюры и монетки «в лицо». К тому же в этом возрасте дети уже умеют считать, хотя бы до 10. Вот с этого момента можно разрешать ребенку пробовать определенные манипуляции. Для начала, вместе набрать нужное количество монеток на конфету. Первая покупка также может состояться в этом возрасте. Даже если ребенок не поймет, сколько он должен был заплатить и какую сдачу ему должны были сдать, он получит опыт товарно-денежных отношений, и этот механизм станет ему более понятен, нежели со стороны.
Теперь родителям нужно провести со своим чадом беседу о том, как рационально тратить деньги. Ребенку необходимо понять, что очень важно планировать свои покупки. Он, конечно, может потратить все за один день, но лучше, если траты будут постепенными. Кроме этого, часть денег можно отложить в качестве накоплений, например, на новую машинку. Дети очень быстро понимают прелесть накоплений и затем активно используют этот механизм, прося у родителей сумму иной раз большую, чем стоимость той же мороженки (с целью отложить впрок).
Относительно карманных расходов: родители часто в затруднении, сколько денег выделять ребенку на неделю или на день. Тут вы должны сами определиться, кстати, полезно обсудить тему с самим обладателем карманных денег. Не пропадет даром урок первых заработков. Если вы договоритесь с ребенком о выполнении какой-либо домашней работы за определенную плату, то он впервые почувствует вкус лично заработанных «золотых». Кстати, такой опыт очень даже обогащает представления о товарно-денежных отношениях в обществе. Особо дотошным в этом вопросе родителям удается также установить систему штрафов за некачественно выполненную работу.
Но чаще все обстоит проще: родители выделяют ребенку на неделю энную сумму. А он сам учится распределять ее на весь период.
Также нужно иметь в виду, что такие качества, как скупость, расточительность и пр. могут уходить своими корнями в детство. Так что от примера взрослых зависит многое. В семье, где часто не хватает денег и ребенок, соответственно, не получает в распоряжение даже маленькую сумму, формируется соответствующее представление о природе денег. Жесткая экономия, регулярная нехватка — все это оседает на подсознательном уровне. Точно так же, как в обеспеченной семье, если ребенок получает денег сколько угодно, когда угодно, то соответственно у него формируется другое представление: денег всегда есть в достаточном количестве (особенно у родителей)…А дальше развитие ситуации зависит от политики родителей: если они стараются, чтобы чадо все-таки знало цену вожделенным купюрам — отношение одно, если же дают безконтрольно и постоянно — захребетничество в последующем гарантировано.
Вывод: единого рецепта нет: все люди разные, но родителям нужно думать о том, какой денежный опыт получит их ребенок и как это отразится на его дальнейшей жизни. Стоит ли говорить, что для особо интересующихся есть и книги определенные по воспитанию миллионеров. Но это уже другая история.