Ты первоклассник. Вы сидите в классе и старательно работаете над своими первыми буквами.
Однако через некоторое время мизинцы перестают реагировать, и буквы получаются не такими, как хотелось бы. Ваши пальцы просто устали. Вот тогда на помощь приходит учитель.
Можете ли вы вспомнить игру, в которую вы играли, чтобы дать своим пальцам отдохнуть? Ну, конечно, вы помните сопроводительные слова: «Мы писали, писали, наши пальцы устали. Давайте немного отдохнем и снова начнем писать!». Не правда ли, это небольшое упражнение помогает расслабить руки, чтобы можно было приступить к делу.
Связь моторики пальцев и речи
Знаете ли вы, что, совершая простые движения руками и пальцами, мы снимаем напряжение с языка и губ? Оказывается, палочки для пальцев могут помочь детям научиться говорить, особенно тем, кто испытывает трудности с речью. В Институте физиологии детей и подростков Российской академии медицинских наук было проведено специальное исследование. Исследователи обнаружили, что уровень развития речи у детей напрямую связан со степенью развития тонких движений пальцев.
К четырем годам ребенок должен уметь свободно сгибать одну руку, держа другую свободной. По-научному это называется дифференциальным контролем напряжения и расслабления. Однако если у ребенка есть дефект речи (на жаргоне — психомоторная заторможенность), то общее напряжение остается на годы, затрудняя обучение, гибкое мышление и переключение внимания.
Замечали ли вы когда-нибудь, как напрягаются пальцы 4-6-летнего ребенка, когда ему трудно произнести слово: сжимаются в кулак или расправляются в замок? У всех родителей есть возможность развивать моторику пальцев рук, чтобы улучшить артикуляционный аппарат и развить речь своих детей.
Проявите терпение и настойчивость!
Для начала научите ребенка играть пальчиками. Ребенок 3-4 лет охотно слушает детские стишки, подхватывает их ритм и повторяет слова. Сначала покажите им, что нужно делать самим. Не можете сделать это? Возьмите руки ребенка в свои и вместе осваивайте упражнения.
Самое главное — придерживаться заданного ритма и стараться, чтобы движения были естественными, привычными и легкими. Надеюсь, теперь вы понимаете, что пальчиковые игры — это прямое средство развития речи вашего ребенка.
Играйте с удовольствием и радостью! Удачи!
В статье использованы материалы логопеда Л.Г. Киктенко.