К сенсорным играм относятся занятия, которые развивают эмоциональную сферу и чувства малыша. Ребенку они могут помочь наладить контакт с родителями, снизить напряжение, избавиться от многих страхов. Также они побуждают ребенка к общению.
Хочется поделиться моментом, который наступает после сенсорной игры и выделить несколько важных моментов. А именно нашим моментом, который перерос в определенное правило. И это правило — поиграл и самостоятельно все убрал.
Сенсорные игры проигрываются чаще всего в комнате, так как эта игра создает для меня дополнительное время, которое чаще всего использую под работу. На сегодняшний момент, а нам 1 февраля исполнилось 3 года, игра вышла на самостоятельный уровень — ребенку не хочется, чтобы я принимала в ней участие. У него свои правила и своя сенсорная жизнь.
Как только ребенок наигрался, он сообщает мне об этом. Никакого раскидывания не происходит. Влад берет свои игрушки — это всегда машинки и уносит их ванную мыть. Моет всегда исключительно сам. Качество мытья не контролирую, иногда они отлично вымыты, иногда через одну, но в любом случае эта практическая часть будет и будет еще совершенствоваться. Влад знает, куда положить машинки, чтобы они просохли.
Никогда не перемываю игрушки за сыном на его глазах и никогда не буду. Каждый должен взять за правило — не исправлять за ребенком того, что он с удовольствием и в радость делал.
Поблагодарите, похвалите, сообщите ему, что он вам помог, теперь вы будете, например, вместе читать книжки, а не убираться. Ребенок это оценит, но прежде всего это повысит его самооценку и его значимость.
Ну, а после того, как игрушки вымыты, проверяем, что у нас в комнате. Конечно, на полу есть мука, но ее мало и она не по всей комнате, а это только радует. Поэтому ее можно просто протереть, можно подмести, а можно пропылесосить. Чтобы я не достала, Влад изъявляет желание сделать это самостоятельно, самое любимое из этих вариантов — протереть пол, он может так увлечься, что не только вытрет необходимое место, но и вымоет его весь. Метелкой получается еще не достаточно ловко, есть к чему стремиться, с пылесосом проще, но тяжеловат. Однако сын не сдается и, как может старается.
Здесь, главное доверие к ребенку, если вы крейзи за чистоту, то будет очень сложно остановить себя, чтобы не вырвать из рук ребенка веник или тряпку, так как он моет не качественно. Чем больше отодвигаем желание ребенка к самостоятельным действиям, тем дальше отодвигаем его настоящую самостоятельную жизнь. Жизнь, в которой он сможет обойтись без мамы.
Уборку мы доводим до конца. Но, как только ребенок сообщает, что он все, то есть он уже убрался, а я подмечаю, что пол грязноват, предлагаю ему убрать оставшееся.
Сын может согласиться, бывает, что после пылесоса он устал, поэтому спрашиваю у него разрешения, можно ли мне продолжить. Таким образом, самооценка и значимость ребенка не задеты. Между вами согласие, понимание и уважение. А это очень ценные качества.
Послесловие: любая игра — это правила, которые должны соблюдаться всеми участниками. Даже, если вы просто наблюдатель, то пока ребенок маленький — вы являетесь участником.
Алина Иванова