Система Никитиных

Опыт родителей-педагогов-новаторов был тщательно изучен профессором И. А. Аршавским. Он считает, что система Никитиных имеет особое значение для ослабленных детей. Основная заслуга Никитиных в том, что они нашли приемы, которые можно использовать с самого рождения.

Повышение двигательной активности

Младенцу нужна работа всех мышц с первых дней жизни. Это подтвердил эксперимент: 4—5-дневные щенки в достаточном количестве получали от матери молоко. Некоторым из них вводили вещества, блокирующие двигательную активность. И если вес остальных щенков превысил через месяц килограмм, то у этих остался прежним, на уровне 4—5 дней! Результаты таких опытов с трудом укладываются в голове, они переворачивают существующие представления. Но беспристрастный язык фактов свидетельствует: пища не сама по себе определяет рост и развитие, а только в сочетании с мышечной активностью.

Новорожденный согревается, почти беспрерывно двигая ручками и ножками. Это ему явно на пользу: он быстро прибавляет в весе, растет и крепнет.
у
Нормальная двигательная активность — это и профилактика кариеса.

После недельного возраста ребенок довольно быстро приобретает новые для себя возможности. Поэтому удовлетворить его потребности в движении можно двояко: либо предоставив его самому себе, либо дав дополнительную нагрузку — специальные упражнения, спортивный снаряд в кроватке, плавание.

Хорошо почаще класть малыша на животик. Тогда он старается поднимать головку. И это удается ему раньше, чем обычно, так как укрепляются мышцы шеи.

У Никитиных много упражнений для рук. Они учили своих малышей крепко хвататься за протянутые к ним пальцы, подтягиваться…
Специалисты убедились в пользе раннего плавания, наблюдая за Олей Скри-палевой, которая начала плавать с двух месяцев. Ваня Бурляев приобщился к этому с девяти дней.

Как указывалось выше, природа «предусмотрела» периодический дефицит кислорода у спящего младенца, чтобы стимулировать его двигательную активность. Какая здесь связь с плаванием? Прямая. Ныряя, ребенок задерживает дыхание не на секунду, как во сне, а на 3—40 сек. и более. Известный уже нам «пусковой механизм» заводится сильнее. А возможности для двигательной активности в воде лучше: здесь почти невесомость. В конечном итоге «ребенок-амфибия» крепче, чем обычный. Не говоря уже о том, что, естественно, легко приобретается навык плавания, очень важный в жизни.

Закаливание

Часто родители стремятся обеспечить ребенку максимальный комфорт — держат его в жаркой комнате, излишне тепло одевают. И действие механизма, созданного природой, нарушается тем больше, чем сильнее «забота». Примерно при 32—34° С мускулатура полностью расслабляется.

Хорошо кратковременно держать новорожденного обнаженным при температуре не выше 18° С в сумме 2,5—3 часа в сутки. Для физиологически зрелых детей сеансы могут быть продолжительностью 10—15 минут, для незрелых — меньше. Во всех случаях сигналом к прекращению процедуры служит снижение двигательной активности. Не теряет своего значения холод. Воздушные ванны следует делать перед кормлением. Хорошо, если будет 18—16° С.

Спать ребенку следует не в жаркой комнате. Даже зимой можно оставлять его на закрытой веранде или балконе. Если, конечно, нет сильного мороза. В этом случае полезно держать открытой форточку или же периодически проветривать помещение.
С помощью таких процедур Никитиным удалось ликвидировать у своих детей диатез.

Грудное вскармливание

Раннее вскрамливание необходимо и ребенку, и матери. Оно должно начаться в первые 20—30 минут после рождения, в крайнем случае, не позже чем через час.

Первая неделя жизни — критический срок.
В этот период определяется, избавится ли ребенок от физиологической незрелости или же, наоборот, она у него из-за неправильных мер усугубится.

Кормить ребенка следует так часто, как он этого попросит. Проголодавшись, он просыпается примерно через каждые три часа. Получается, что кормить приходится не менее семи раз в сутки, да и ночью тоже (ночное кормление стимулирует прилив молока в течение дня). Ребенок не должен страдать оттого, что это неудобно для взрослых.

Стимуляция познавательной активности малыша.

Нужно всемерно развивать познавательный рефлекс. Существует такое понятие — комплекс оживления. Малыш оживляется, видя лицо матери, игрушку, ванночку… Так он устанавливает контакт с внешним миром. При этом возникает двигательная активность и улыбка — проявление положительных эмоций. Если вы будете просто улыбаться ему — уже хорошо. Контакт расширяется. Дети, недополучающие улыбку или вовсе ее лишенные, сильно отстают в развитии. Но можно пойти еще дальше: отвечать не только на улыбку, но и на гуление. Контакт резко увеличивает и облегчает овладение в дальнейшем настоящей речью.

Можно развесить по стенам карты, азбуку, числа, нарисовать буквы и цифры на игрушках, включать музыку. Только нужно учитывать два требования. Вы должны быть убеждены, что то, чем вы «пичкаете» своего ребенка, потом ему действительно будет полезно. И следует сделать максимальный упор на его самостоятельные действия. Например, недостаточно, если ребенок только слышит музыку. Гораздо больше пользы, если он сам попробует извлекать звуки.

Когда ребенок делает сам, в нем воспитывается творец. В противном случае он всего лишь исполнитель. Здесь имеет значение все. Малыш много ползает — значит, самостоятельно познает мир. Взял погремушку — тоже познание. Засунул ее в рот — еще лучше: в познание включаются все чувства, ему доступные. Очень важны зачатки игр, которые возникают в это время. Причем, если ребенок активен, самостоятелен, не надо бояться, что он устанет. Он сам переключится на что-нибудь другое и избежит усталости.