Игры на развитие логики для будущих первоклассников

Логическое мышление – важная составляющая развития ребенка, его необходимо развивать детям с малых лет. Игры, направленные на развитие логического мышления, обеспечивают развитие внимания, наблюдательности, памяти и нестандартного мышления.

Что общего и чем различаются

Вы называете два предмета, а ребенку необходимо найти их сходства и различия. Например: карандаш и ручка, велосипед и автомобиль, книга и альбом.

Окончание предложения

Ребенок должен закончить предложение, которое Вы начали. Возможен такой вариант игры: даются три подсказки, одна или две из которых правильная.
– Паша лежит в кровати, потому что (пора спасть, он болеет, хочет гулять).
– Ученый рассматривает бактерии при помощи (телевизора, очков, микроскопа).

Антонимы

Ребенок должен назвать слово, противоположное по значению слову, которое назвали Вы. Это могут быть свойства предметов: маленький – большой, легкий – тяжелый, горячий – холодный. Объекты, явления природы: ночь – день, девочка – мальчик, лето – зима. Действия: строить – ломать, собирать – разбрасывать, прощаться – здороваться.

Карта сокровищ

Вдвоём с ребенком нарисуйте подробный план квартиры, указав на нем мебель, окна и двери. Это и будет карта сокровищ. После того, как ребенок выйдет из комнаты, спрячьте его игрушку или небольшой приз и отметьте это место на карте. Если ребенок быстро нашел клад, можно усложнить задание – указывать не конкретное место, а определенную часть помещения.

Придумываем сказку

Придумывайте вдвоем с ребенком истории, часть из которых – вымысел. Например, «Вчера в лесу на березах начали расти яблоки, а жирафы и пингвины стали их собирать». Задача ребенка – пояснить, что и по какой причине не могло произойти.

Выбери лишнее

Предложите из набора слов убрать лишние варианты.
• Продукты: сахар, мука, мыло, хлеб.
• Цвета: красный, белый, красивый, зеленый.
• Фрукты: яблоко, киви, капуста, банан.
• Одежда: футболка, куртка, пальто, сапоги.
• У собаки есть: рога, хвост, уши, глаза.

Что общего

Предложите будущему первокласснику три слова, а он называет обобщающее их слово.
• кукла, мяч, пирамидка (игрушки);
• клубника, смородина, малина (ягоды);
• учитель, продавец, водитель (профессии);
• курица, корова, собака (домашние животные);
• диван, кресло, стул (мебель);
• ромашка, одуванчик, роза (цветы).

Вспомнить всё

Ребёнок должен назвать предметы, которые Вы загадали.
• три предмета из резины,
• четыре предмета из дерева,
• четыре дерева,
• две вещи, имеющих квадратную форму,
• три животных с рогами.

Без чего не обойтись?

Ребенок получает описание явления или предмета, а он в ответ должен перечислить признаки, без которых существование этого явления или предмета невозможно. Если ребенку сложно, можно немного подсказывать, предлагая варианты ответов.
Например, ребенку назвали слово «город». Какие слова могут быть важными: дома, люди, магазины, метро.

Что бывает…

Называйте друг другу по очереди вопрос «Что бывает…» В ответе должно звучать как можно больше слов.
– Что бывает белым? (кот, облако, снег)
– Что бывает красивым (картина, игрушка, машина)
– Что бывает маленьким? (насекомое, иголка, монета)
– Что бывает деревянным? (дом, стол, скамейка)

Догадайся

Вы рассказываете ребенка о чём-то или о ком-то, а он должен догадаться, о чём (о ком) идет речь. Например, «с усами и хвостом, любит много спать, играет с бумажками» (кот). Или «суп красного цвета, папа любит есть его со сметаной» (борщ). Затем приходит очередь ребенка загадывать.