Игра – это весело и увлекательно. Для малыша абсолютно любая игра – это ещё и познавательно. Игра не может быть обязанностью или наказанием. Она может быть совместной или самостоятельной. И совершенно точно – она должна быть в жизни каждого ребёнка. В игре ребёнок получает информацию о себе, своих возможностях, своих чувствах, о тех людях, которые его окружают, о том, что его окружает, о том, как устроен мир вокруг, о многообразии форм, запахов, ощущений.
Не все родители знают во что и как играть с малышами. Именно незнание подталкивает к поиску оправданий типа «недостаточно времени». Однако, в вопросе воспитания детей важно не количество проведённого времени, а его качество. Качественная игра обязательно окажется призовой, а в качестве приза – счастливый, гармонично развивающийся ребёнок.
Итак, как интересно, с пользой провести время и получить приз?
1. Математические игры. Самый простой вариант. Играть можно везде, всем, что попало под руку и под ногу. Это игры не только на счёт, а ещё и на форму, цвет, вес, размер. Примеры математических игр: сравнивание ложек за обедом по весу и размеру (чайную и столовую), сравнивание игрушек по размеру и весу, считать ступеньки, съеденные ложки супа, и другие подобные игры. В ходе таких игр ребёнок познакомится не только со счётом, но и научится различать формы, сравнивать, сопоставлять размеры, познакомится с понятиями «лёгкий-тяжёлый».
2. Ролевые игры. Позвольте малышу поучаствовать в приготовлении еды (игра в повара), полечите вместе куклу (игра в доктора), покормите мишку, возьмите его на прогулку, покачайте на качелях (игра в папу или маму). Такие игры учат заботиться, проявлять доброту и сочувствие, учит правилам поведения, помогают разобраться, как устроен человек или животное.
3. Игры для развития речи. Это всевозможные считалочки, потешки, скороговорки, чистоговорки. Если малыш ещё не разговаривает, можно рассматривать сюжетные картинки, книжки, рассказывая обо всём, что изображено.
4. Игры на развитие внимания. Это совместное рассматривание двух вроде бы одинаковых картинок и поиск отличий. Поначалу можно это делать взрослому, когда ребёнок будет готов, он сам с удовольствием поучаствует в игре. Другой вариант игр на внимание — это поиск двух одинаковых предметов среди многообразия других неодинаковых. Игры на развитие внимания очень важны, потому что от развития внимания зависит развитие запоминания, т.е. памяти.
5. Игры на развитие мелких движений пальчиками. Играть нужно начинать с самого рождения, так как развитие речи напрямую зависит от сформированности движений маленькими пальчиками. Кроме этого, пальчиковые игры развивают терпение, усидчивость, внимание. Начинать можно с самой известной «Сороки-белобоки». Полезными также будут игры с бусинами (перекладывание, нанизывание на шнурок), рисование пальчиками, лепка из теста.
6. Подвижные игры. Играть можно и на улице и дома. Развивая ловкость, выносливость, быстроту реакции, ребёнок не только обретает уверенность, но и развивается его интеллект. Примеров активных игр достаточно: собирательство (это могут быть мячики, шишки, листочки, веточки), танцы, игры в мяч и другие подобные.
Это, конечно, не все игры, в которые можно играть с детьми двух-трёх лет, но достаточно для начала, чтобы втянуться в процесс. Итак, первому игроку приготовиться!