Site icon Детские забавы

Развитие речевой активности у деток 1-2 года. Упражнения и игры

Часто считается, что если у ребенка нет дефектов речи, то развивать речь нет необходимости. Но проблемы, возникающие в будущем, можно обойти, при этом сформировав четкую и грамотную речь малыша. Просто нужно уделить время на развитие речи с самого рождения ребенка.

Развитием речи необходимо заниматься в комплексе, ведь нужно задействовать многие области головного мозга. Поэтому в систему занятий входит развитие мелкой моторики, сенсорное восприятие, артикуляция и правильное дыхание, а также увеличение словарного запаса.

Игры с пальчиками и жестами

Исследованиями доказано, что участки головного мозга, которые отвечают за действия рук и пальчиков, находятся рядом с участками мозга, которые отвечают за речь человека. В связи с этим нужно стараться подталкивать ребенка к активности ручек и пальчиков.

Можно изучить с малышом легкие жесты, которые он будет использовать на постоянной основе. Примеры:

Упражнения по артикуляции

Самое полезное и первое упражнение по артикуляции, которое ребенок вполне может осилить даже в 1 год – это упражнение дутья. Как можно натренировать этот навык:

В полтора года ребенку можно предложить новые упражнения по артикуляции:

Игра «Теремок»

Данная игра отлично мотивирует малыша к произношению простых звуков, а элемент неожиданности увеличивает внимание ребенка. Необходимо сложить в заранее подготовленную коробку или мешочек игрушки (зверюшки, пупсы и всё то, что малыш хорошо знает). После чего начинается игра: нужно несколько раз спросить: «Кто в теремочке живет?» и как только малыш проявит настоящий интерес, можно начинать вытаскивать игрушки по одной, проговаривая их названия, к примеру — «Уточка», «кря-кря». Со временем можно малышу самостоятельно давать вытаскивать игрушки и самому называть их.

Дыхательная гимнастика

Можно начинать занятия ориентировочно с 1,5 лет.

Чтение книг

При чтении книжки необходимо всегда спрашивать малыша по ходу сюжета: «Кто это?», «Что это?». Такие вопросы заставляют активизировать мысленную активность ребенка и стимулируют его к общению.

Сюжетно-ролевые игры

В ролевых играх с сюжетом у малыша возникает необходимость что-то говорить: придумать имена героев, рассказать об их действиях, выразить свои эмоции.

Общение с ребенком

Все общие дела с малышом нужно комментировать. Разговаривать с ребенком нужно неторопливо, но четко произнося слова, интонация должна быть понятной и яркой. Нужно проговаривать все названия предметов и их свойства (колючий, мягкий, сухой, мокрый, шершавый и т.д.). Это будет стимулировать развитие речи малыша, и обогащать его словарный запас.

Нужно всегда сравнивать предметы между собой (стоит низкий дом, а рядом высокий; проехала большая машина и маленькая). Необходимо объяснять причинно-следственную связь (помоет руки – будет кушать, наденет куртку – пойдет гулять, заиграла мелодия – танцует), а также всегда надо показывать результат этих действий (после мытья ручки стали чистыми, надел куртку – не замерз на улице).

Exit mobile version