Методика Монтессори. Как сделать так, чтобы дети захотели учиться?

Всё больше современных родителей стремятся создать для своего ребёнка максимально комфортные условия. Малышей с самого раннего возраста отдают в специальные центры дополнительного образования, в надежде открыть в своём чаде гениальность. Мало кто знает о существовании преподавательской методики, которая действительно сможет развить в ребёнке качества необходимые для последующего успешного обучения.
Методика Монтессори – это не новшество. Основателем гуманистического подхода к воспитанию детей стала итальянка Мария Монтессори – врач, педагог, философ, психолог и учёный. Она работала с умственно-отсталыми детьми. Впервые методика была использована в 1907 году. Спустя какое-то время дети с тяжёлыми травмами головного мозга, обучающиеся по принципам Монтессори, обошли в интеллектуальном развитии совершенно здоровых ребят. В России поклонником данной системы преподавания стал «любитель детей» Лев Николаевич Толстой. В советское время власти активно боролись со слишком демократическими способами преподавания последователей Монтессори. Но уже в 1992 году на территории нашей страны всё же появляются первые детские сады, работающие со своими воспитанниками по такой методике.

По мнению учёных, дети до 6 лет чрезвычайно восприимчивы к новой информации. Знания, полученные в этот возрастной период, остаются в памяти на всю жизнь. В таком возрасте как раз формируются речь, понятие о морали, порядке и чести, происходит развитие социальных навыков. Грамотно используя это время, можно добиться того, чтобы в будущем, ребёнок обладал способностью быстро учиться.

Методика Марии Монтессори основана на убеждении, что в детях нужно поощрять природную любознательность и не препятствовать свободному выбору деятельности. Со стороны взрослых должно отсутствовать всякое проявление давления и наставничества. Цель педагогов не объяснить и разложить по полочкам, а направить (только в том случае, если ребёнок действительно это попросит). Не стоит делать за ребёнка то, с чем он в состоянии справиться сам. Чтобы такое воспитание не привело к произволу, малышам обозначают некоторые правила. С самого раннего возраста ребята запоминают, что их «свобода заканчивается там, где начинается свобода другого». Они уважительно относятся к остальным детям, чужой работе, готовы помочь и поддержать товарищей.

В детском саду Монтессори ребят объединяют в разновозрастные группы. Младшие учатся у старших, а у тех в свою очередь вырабатывается чувство ответственности, и поднимается самооценка. Детей никогда не сравнивают с другими – только с самим собой: «Сегодня ты справился с заданием лучше, чем вчера». В школах приближённых к методике Монтессори также отсутствует система оценивания.

Учреждения, которые работают по системе Монтессори создают для детей безопасное, адаптированное под возраст и способности ребёнка пространство. В такой среде нет острых углов, режущих предметов, опасных устройств. Все предметы находящиеся в поле зрения, потенциально безопасны для ребёнка – он может использовать их в игре. Пространство обычно делят на 5 зон, каждая из которых подразумевает развитие в определённой области – развитие речи, сенсорное развитие, математическая, естественнонаучная зона, зона навыков практической жизни. В каждой зоне находятся специализированные игры, которые когда-то разработала сама Мария Монтессори.

На самом деле в таких, казалось бы, совершенно независимых условиях дети вырастают дисциплинированные и приученные к порядку дома и на улице. Кроме того, они более самостоятельны и ответственны, чем ребята посещающие обычные учреждения. Они осознают, что им интересно, способны к сосредоточенной и кропотливой работе, обладают более устойчивой нервной системой.

Однако сейчас очень трудно найти качественный Монтессори-центр, где работают квалифицированные специалисты высокого уровня. Посещение хорошего учреждения станет для родителей действительно затратно. Но не стоит забывать, что на основании последних тестирований, интеллект детей, после образования, полученного в учреждениях Монтессори, становится выше умственных способностей сверстников.