В свое время формула воспитания Лены и Бориса Никитиных не была воспринята однозначно ни государственной системой просвещения, ни потенциальными приемниками, т.е. родителями. То, что государство не поддержало, в общем-то понятно: 60-е, 70-е годы отличались шаблонностью образовательной системы. А вот интересующиеся альтернативным воспитанием, не то чтобы сомневались, но, так скажем, осторожно относились к методам воспитания в известной семье.
Однако нашлись и приверженцы, которые готовы были перенять принципы, проповедуемые Никитиными. И самый основной из них — невмешательство в развитие, а лишь помощь и поддержка. Похожий акцент есть и в системе Монтессори .
Согласно одному из пунктов системы Никитиных, задачей родителей должно стать наблюдение за природными способностями и склонностями ребенка. И исходя из таковых — создание условий для развития.
Сами Никитины занимались исследованиями на протяжении 40 лет. И нельзя сказать, что их точка зрения была безупречной (как они и сами признали, по прошествии некоторого времени). Принципы принципами, а крайности — это тоже не есть хорошо. Давая абсолютную волю действиям детей, нужно понимать, что они могут и переборщить, не чувствуя грани. Например, дети самих Никитиных (как писалось в некоторых статьях, основанных на откровениях детей Никитиных) частенько прогуливали школу, не выполняли уроки — это дозволялось. И еще один момент, который как бы противоречит ожиданиям от применения методики, — это тот факт, что никто из детей Никитиных не стал выдающимся деятелем, ученым, хотя родители и старались развить данные природой способности.
С другой стороны, Никитины и не делали ставку на взращивание вундеркиндов. Они, скорее, призывали родителей взять ответственность за развитие своего же чада, не перекладывая этот груз на детский сад и школу.
Рациональное зерно, как и в любой авторской системе, у Никитиных несомненно есть. Собственно ни одному ребенку не повредит умеренное закаливание, поддержание спортивной формы. Одобрение творческих начинаний — тоже очень важный момент. Ну и конечно, внимание и участие родителей во всех видах деятельности ребенка, пожалуй, неоспоримы. Ведь только семейное воспитание может дать ребенку опору, помочь понять свою индивидуальность.
Для лучшего развития Б. Никитин сделал уникальный развивающий материал — это известные «кубики Никитина», которые и по сей день востребованы. Несмотря на свою внешнюю простоту, они являются отличным средством для развития фантазии, мелкой моторики (соответственно и речи), с их помощью тренируется внимание, а также формируется восприятие цветов и форм в пространстве. Из кубиков можно выкладывать и строить что угодно: узоры, городки, змейки. Любому ребенку такой дидактический материал пойдет только на пользу.
Родителям, как всегда, выбирать.