Ребенок в возрасте от 1 года до 2-х лет — это маленький «моторчик» и великий исследователь, он тянется ко всему, что его окружает. Собственно сама тяга и стимулирует развивающий процесс. Вновь приобретенный навык хотьбы дает возможность залезть везде, куда только можно, и потрогать, (а заодно и попробовать) все, что под руку попало.
Оценка подвижности. Если в год ребенок только делает первые шаги, то примерно в 1,4 года уже появляется желание побежать, этакий шустрый «мевежонок». А еще через полгода малыш уже демонстрирует умение взбираться по подъемной плоскости или по лестнице (правда, в последнем случае не без помощи родительской сильной руки). К двум годам он уже бегает так, что родителям приходится догонять.
В этот же период ребенок пытается добавлять во время хотьбы новые для него действия: например, катить игрушку-каталку, пинать на ходу мяч.
Начиная с года и 3-х месяцев, потихоньку вырабатывается навык осознанного держания предмета, скажем, обеденной ложки. Пусть зачастую мимо и не совсем аккуратно, зато сколько удовольствия от процесса. Родители должны позволять своему чаду экспериментировать. Конечно, после каждой такой попытки пообедать, придется стирать нагрудник, зато сколько практической пользы получает ребенок. Он и развлекается и учится одновременно, как же ему можно не позволять вырабатывать самостоятельность. Сначала кушать ложкой, потом держать кружку, пить из нее и ставить на место, что становится вполне осознанным процессом. А если возникает вопрос: будет ли наедаться ребенок, если попытка сделать это самому видна на щеках и на нагруднике, то, возможно, не будет лишним, если после каждой самостоятельной попытки поднести ложку ко рту, мама поможет своей ложкой (ну, чтобы внутрь тоже попадало).
В возрасте примерно 1,6 — 2 года малыш начинает проявлять тягу к художественному ремеслу, в виде царапания карандашом по бумаге. Зато он уже понимает, что карандаш — это не инструмент для поедания каши.
Речевое развитие. В возрасте 1 года ребенок относит характерные звуки к совершенно конкретным предметам. Например, увидев машину, говорит: «би-би», при виде коровы: «му-у». Не говоря о том, что близких называет вполне осознанно: «мама», «баба», «папа» и др. Словарный запас к 1,6 года составляет примерно 10-20 слов.
К 2-м годам он уже умеет строить простые предложения, типа: «мама, дай пить», «иди сюда» и пр. Хотя до сих пор некоторые слова называет по-одному, при этом имея в виду и действие, которое относится к этому слову. Поэтому родители часто говорят, что ребенок все понимает, но пока не может сказать. Просто он еще не овладел нужными словами.
Какие развивающие игры подойдут вашему ребенку в возрасте от 1 года до 3-х лет — смотрите здесь.