Как мы уже писали, лучшая форма развития любых способностей — игра. Не является исключением и развитие математических способностей у детей дошкольного возраста. Более того, многие развивающие методики предполагают начало освоения мира цифр с наглядного материала.
К двум с половиной-трем годам малыш уже готов воспринимать картинки с цифрами. Отличный вариант — нарисованные яркой краской цифры от одного до десяти, расположенные на видном месте, например, прикрепленные к стене. Такой метод очень хорошо развивает зрительную память: для начала ребенок увидит как выглядят цифры, затем постепенно запомнит их последовательность, ну а после этого можно будет работать над понятием «больше-меньше». Если во время игры малыш запоминает, что у цифры 6 есть два соседа — это цифра «5», которая меньше, и цифра «7», которая больше, то затем он поймет, что все цифры левее — меньше, чем те, которые расположены правее.
Ну а счет непосредственно лучше тренировать на подручном материале или окружающих объектах: кубики, страницы у книг, деревья в парке, машины во дворе и пр. Предлагайте малышу посчитать вместе, кто больше насчитает птичек или цветов на клумбе. Также параллельно можно усваивать сравнение: «один» — «много». Например, вы даете сыну кубик и говорите: «Теперь у тебя есть один кубик, а у мамы — много» (или наоборот).
Очень важно готовить ребенка к освоению математики задолго до школы, потому что математические вычисления построены на логике. Не всем детям одинаково хорошо даются логические заключения. Для начала нужно, чтобы у ребенка развивалось логическое мышление, а манипуляции с цифрами — чуть позже. Если ребенок научится выстраивать цепочки связанных между собой фактов и событий, то ему несложно будет освоить сложение, вычитание и другие математические действия.
Весьма результативной тренировкой логического мышления является развитие мелкой моторики, создание разнообразных конструкций из различных деталей (объемный конструктор, пазлы, игрушки-вкладыши). Ценится также умение объединять предметы по каким-либо общим признакам, создавать группы на основе обобщающих свойств.
Обучайте ребенка выделению логических связей среди ряда предметов. Например, положите перед ним вырезанные геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники) одного цвета (желтого, например) и положите среди них красный круг. Попросите убрать лишнюю фигуру. Лишним может оказаться также треугольник или квадрат среди одних кругов. Иными словами, одна из фигур должна выделяться среди остальных каким-то одним, отличающим ее свойством. Таким образом малыш научится определять сходство и различия предметов.
В процессе работы, например, со счетными палочками тренируется внимательность, наблюдательность, воображение. Задавайте ребенку несложные задачи, пусть учится мыслить. Раскладывайте палочки, имитируя очертания домика, кораблика и пр. Пробуйте убрать или добавить в нужном месте одну из палочек. Пусть ребенок решит, что находится на своем месте, а что нарушает всю конструкцию.