Первые попытки самостоятельности проявляются у ребенка уже после года. Сначала возникает желание овладеть ложкой. Дитя пытается поднести ложку с кашей ко рту, правда, чаще всего не той стороной и не совсем в рот, но все же… Если мать будет направлять действия малыша, показывать, как правильно (можно даже потренироваться на кукле), то очень быстро навык отточится. И к 1,5 — 1,8 годам малыш будет кормить себя сам.
Важно не пресекать позывы к самостоятельным действиям, хотя порой материнство пробуждает в женщине излишнюю заботливость настолько, что она поддается соблазну все делать за ребенка: кормить, одевать и пр., в том числе и потому, что так быстрее. А ребенок очень быстро усваивает преимущества такого расклада: самому проявлять активность не нужно: накормят, вытрут — только рот открывай.
Поэтому любые попытки сделать что-то самому достойны поощрения. Что касается аккуратности, то доводить до того, чтобы каша оказалась на столе, под столом и повсюду — не стоит. Приучать к порядку тоже надо.
Вообще самостоятельность нужно вырабатывать постепенно и в первую очередь там, где может быть самообслуживание: в приеме пищи, туалете, одевании. Полезными бывают просьбы родителей по домашним делам: принести тряпочку, например. Маленькие дети, как правило, с удовольствием выполняют такие мелкие задания, потому что для них во-первых, это интересно; во-вторых, — приятно доверие со стороны взрослых, которое они стремятся оправдать; а в третьих, подражание взрослым — это так увлекательно.
Однако не всегда у родителей хватает терпения дождаться, пока малыш сам завершит начатое. Например, если ребенок неумело одевается, то он может просидеть сколько угодно. Иногда помогают стимулирующие моменты. В случае с медленным одеванием, мать может предложить ребенку посмотреть в окно и указать на тучу, которая скоро придет и будет дождь. Если же ребенок до этого момента не успеет одеться, то прогулки собственно не будет. Возможно это и не произведет особого впечатления с первого раза, но ведь и прогулки может не состояться по «обещанной» причине. В следующий раз малыш будет взвешивать, насколько от его действий зависит будущее. Т.е. он будет учиться принимать ответственные решения, последствия которых будут касаться в первую очередь его самого. А это и есть жизненный опыт.
Иногда родители торопятся подсказать правильное решение (опираясь на свой опыт), но ребенку-то важно «набить» свои шишки. Стремление оградить чадо от нежелательных последствий понятно, но с другой стороны, на мелких неприятностях ребенок учится. Например, мать боится, чтобы ребенок не разбил тарелку или кружку. Может быть следует дать ту кружку, которую не жалко, но если ребенок ее разобьет, он будет знать, почем «фунт лиха». То же самое с горячим утюгом. Пусть дотронется (не до раскаленного) но все же горячего утюга пальчиком, зато станет понятно, почему всякий раз во время глажки маленького шалуна отгоняют от этого домашнего инструмента.
Если же родители по поводу и даже когда нет особой надобности ограждают ребенка от всего, то становясь старше, он пытается избежать разного рода трудностей, без которых, как известно, нет роста.
Как правило, маленькие дети делают ошибки не такие уж болезненные, зато поучительные. Часто ребенок не знает, как ему поступить, тогда будет правильным предложить ему самому подумать и выбрать вариант выхода из ситуации, вместо подсказок. Возможно, ваше чадо ошибется, но самостоятельно принятое решение даст ему понять, что он несет ответственность за свой выбор.