В дошкольный период у ребенка активно формируется эмоциональный опыт, другими словами, выразительное проявление отношения к действительности. Любое событие вызывает любопытство. В общем, маленький человек неравнодушен ко всему происходящему.
Но к 6-7 годам ребенок уже не так ярко выражает свои эмоции, как в более раннем детстве. Для него становится важным мнение окружающих и особенно сверстников, часто того же пола, т.е. девочке важно, чтобы ее приняли в игры и общались с ней другие девочки. Мальчишкам важно самоутвердиться в своей среде.
Дети этой возрастной группы непоседливы, потому что именно в возрасте 6-10 лет в детском организме активируются нервные процессы. Это проявляется в шустром поведении. Характерна повышенная возбудимость, которая уменьшается по мере взросления.
По причине импульсивности, часто встречающейся в этом возрасте, ребенку трудно приспособиться к новым требованиям: дошкольники должны учиться вести себя дисциплинированно и на протяжении длительного времени выполнять монотонную работу.
Эмоциональные переживания связанные со школой
Не говоря уже о том моменте, когда ребенок поступает в школу. Для него это большой стресс: незнакомые дети (и у каждого из них свой темперамент), надо как-то научиться с ними общаться. Ребенок чувствует себя одиноким, поэтому часто на первый план выступает либо агрессия, либо плаксивость, в зависимости от внутреннего мироощущения. Понятно, почему так важна на этом этапе поддержка взрослых, не только родителей, но и учителя. Ведь именно он первоначально является связующим звеном между учениками: учит их общению, увлекает общим интересом.
Несмотря на то, что перед школой к ребенку предъявляются повышенные требования, все равно его еще нельзя оценивать как взрослого человека, способного самостоятельно разрешить любую ситуацию. В 6-7 лет дети еще остаются достаточно ранимыми, нередко у них проявляется тревожность, которая выражается вопросами типа: «я не заболею?», «меня не наругают?» и пр. Одним из значимых страхов является боязнь потери родителей.
В таких случаях родителям нужно помогать ребенку переключить внимание, чтобы их мнимые страхи не «засели» в глубине подсознания. Очень важна поддержка родителей на этом этапе, потому что у ребенка укрепляется внутренняя опора, и если в это время нет рядом любящего человека, который поможет преодолеть страхи, освободиться от навязчивых «страшных» мыслей, то внутренний стержень, защита не будут настолько сильными, чтобы в дальнейшем ребенок мог сам преодолевать боязнь чего-либо.
Страхи порождаются не только мыслями ребенка, но и конкретными действиями взрослых по отношению к нему. Это бывает при физических наказаниях, при моральном подавлении. У ребенка теряется чувство собственного достоинства, в таких случаях, он замыкается в себе. А еще свою роль играют излюбленные приемы родителей: типа «там живет бабай», что берет начало из раннего детства, но со временем трансформируется в новые формы.
Конечно, в каждом конкретном случае нужно разбираться отдельно, потому что факторы, провоцирующие появление детских страхов, могут быть разными.