«Дочки-матери» — это, можно сказать, классика детских игр, так же, как «войнушки». Каждая девочка приобщается к роли матери, поскольку это заложено природой. Вообще данная игра имеет огромное значение. Именно через нее проходит этап формирования представлений о семейной жизни, укореняются конкретные семейные ценности, тип поведения в семье. Практически всегда ребенок копирует модель поведения в своей собственной семье.
Если посмотреть на игру со стороны, то станет понятно, как складываются отношения в семье, в которой ребенок воспитывается. Можно понять, какую позицию занимает каждый из родителей. Собственно и для самих родителей весьма полезно понаблюдать со стороны за своими взаимоотношениями и за тем, как ребенок воспринимает их влияние, их отношение к себе.
Дело в том, что мамы (да и папы тоже) не всегда объективно могут оценить свое влияние на ребенка. Взрослым всегда кажется, что они поступают правильно, ведь у них за плечами столько опыта. Но они могут даже и не подозревать, насколько ущемляют или балуют свое чадо, насколько жестко относятся, либо наоборот теряют свой авторитет в глазах малыша. Все это можно увидеть в детской игре «дочки-матери». Кроме явных признаков давления, либо неучастия со стороны родителей, ребенок может выражать в процессе игры и свои желания. Т.е. он как бы домысливает, фантазирует то, как ему бы хотелось, чтобы выстраивались отношения в семье.
Например, если мама часто запрещает дочери «ходить далеко», «кричать громко», «лазить высоко», то вероятно в своей игре дочь, исполняя роль матери, наоборот, будет разрешать все эти действия, потому что ей так хочется этого. Хочется, чтобы мама разрешала играть активно, чтобы иногда читала сказку на ночь, чтобы обнимала и целовала свою доченьку. Все это ребенок может выражать через свои фантазии.
Родителям нужно внимательно присмотреться к игре,тогда они поймут, как же влияют их действия на восприятие ребенка. Либо им станет очевидна вся нелепость запретов, либо они увидят, чего же ребенку в действительности не хватает. Игра несет очень много информации к размышлению. Иногда родители даже не подозревают, как выглядит со стороны их отношение друг к другу, как ребенок воспринимает это.
Через игру также можно наладить обратную связь. Другими словами, подключившись в игру, мама может показать дочери наглядно, когда та ведет себя не совсем красиво. Для этого нужно поменяться ролями: пусть кукла дочери является исполнительницей роли матери и, наоборот, кукла в руках матери будет «играть» дочку. Вот они, допустим, пришли в магазин и дочка начинает просить у матери купить и то и се, и закатывать при этом истерики. В этом случае ребенку будет понятно, какие чувства возникают при таком поведении у матери. Соответственно легче будет найти общий язык и выстраивать дальнейшие отношения.
Одним словом, игра «дочки-матери» познавательна и для ребенка и для родителей, а также дает возможность обеим сторонам понять друг друга, устранить нежелательные стороны в своем поведении.