То, насколько ребенок являетя общительным в играх, во многом зависит от взрослых. В детском саду обычно воспитатель организует игровой процесс, соответственно его задача вовлечь в игру в идеале всех детей. В домашних условиях это зависит от родителей. Именно они поначалу должны быть инициаторами игр для того, чтобы ребенок научился играть. Тут имеется в виду не просто катание машинки за веревочку, а большей частью — придумывание игровой ситуации.
К сожалению, часто родители не придают особого значения детским играм под предлогом своей занятости или лени. По этой причине ребенок предоставлен сам себе. Соответственно начать ролевую игру (где бы он исполнял какую-нибудь роль) он сам не может. На первых порах ему нужен для этого стимул, пример. Ролевые игры потому и хороши, что развивают фантазию и воображение, захватывают своим сюжетом.
Теперь посмотрим, какая взаимосвязь между умением или неумением ребенка играть в ролевые игры и его же общительностью, способностью поддерживать игру с другими детьми или, наоборот, одиночеством, отстранением от коллектива.
Дело в том, что когда ребенку предлагаются только мигающие, сверкающие, бегающие, прыгающие игрушки, у него не развивается творческий подход к игре. А все эти веселые штучки очень быстро надоедают. Родители же, чтобы ребенок не приставал и не слонялся, покупают ему новую безделушку. Внутренний мир ребенка останавливается в развитии: зачем ему, как говорится, изобретать велосипед, если игрушка сама по себе выполняет все функции. Вот тут и обнаруживается «медвежья услуга» со стороны родителей. Дабы облегчить себе жизнь, они просто откупаются от совместных игр с ребенком. Соответственно, когда он попадает в коллектив других детей, он просто напросто не умеет поддержать дух игры, не знает как это сделать, потому что не научился вовремя. А вовремя это годам к трем — трем с половиной. Если к этому времени малышу не знакомы ролевые игры, дальше ему все труднее и труднее находить точки общения с другими детьми.
Как правило, таких детишек (которые по природе флегматики или меланхолики) компания играющих не пускает в свой мир, их обижают, или отбирают у них игрушки. А все потому, что каждому надо научиться выстраивать отношения с окружающими людьми и ролевая игра — отличный тренажер для этого. Если ребенок не вживался в роль, не пытался понять взаимоотношений между людьми разного статуса, как же он сможет найти подход в реальной жизни.
Другой пример, когда ребенок по натуре холерик. Ему просто необходимо общение, он пытается внедриться в игровой процесс с примитивной стороны. За неумением поддержать игру, он грубо пытается либо отобрать игрушки, либо обидеть кого-то. Результат тот же — дети не хотят с ним играть, избегают общения.
Тут мы не рассматриваем аутизм как причину одиночества. В других случаях, если вы замечаете, что ваш ребенок все чаще проводит время один, ни с кем не играет, возможно, вы где-то упустили в развитии игрового воображения. У ребенка не просто должно быть изобилие игрушек, а важно, чтобы он научился их включать в игру как неотъемлемую часть сюжета. Вот если вспомнить советское время, тогда не было таких ярких «кукол-барби», «человеков-пауков» и прочих заморских диковинок, как сейчас. Но зато дети активно развивали фантазию, видя в обычной щепке корабль, а цветное стеклышко представлялось драгоценным камнем. И можно было представить себя капитаном, бегущим за кораблем-щепкой по ручью.
Нельзя сказать, что широкий выбор игрушек — это плохо, просто родителям не нужно надеяться, что ребенок как-нибудь сам разберется со всеми этими превоклассными «покемонами» и роботами-трансформерами. Ему гораздо важнее вовремя научиться примерять на себя роли разных людей: мамы, доктора, продавца и прочих. С этого начинается освоение азов общения, осознания своего места в обществе, умение находить решения в нестандарных ситуациях и собственно избегание зависимости от примитывных стимуляторов, которыми в детстве являются яркие игрушки, а в более старшем возрасте — игровые автоматы, алкоголь и прочие заменители собственных идей, действий и ответственности за свои поступки.