Интуиция у детей — важная часть их мировосприятия. Каждый родитель желает видеть в своем ребенке если уж не выдающийся талант, то, по крайней мере, человека с незаурядными способностями — и неважно к чему. «Дети должны быть лучше нас!». Этот лозунг подталкивает мам и пап к поиску умных педагогов, полезных кружков и секций, престижных школ. А о развитии дара интуиции очень часто взрослые забывают, потому что сами давно утратили эту способность.
Интеллектуалы и исследователи
Ребенок, окруженный заботой и вниманием щепетильных родителей, действительно делает успехи, радуя всех, но вот незадача: он вдруг не справляется со стандартными тестами на интеллект! Родители в недоумении: дитятко «забраковано»: в этой школе ему не потянуть, не справиться с программой — ведь он не способен быстро отвечать на четко поставленные вопросы!
С последней надеждой они кидаются к психологу: может, это была случайность, может быть, ребенок плохо себя чувствовал? Или его испугала непривычная обстановка? А может, тесты были какие-то «не такие»? Но, несмотря ни на что, «диагноз» подтверждается и звучит для родителей пугающе: «Ваш ребенок имеет низкий коэффициент интеллекта». Что значат эти слова?
Давайте постараемся разобраться. Человек с давних времен пытается познавать мир, используя жесткую логику. Сложные явления природы он старается уложить в упрощенные схемы. Логика стала королевой познания еще со времен Исаака Ньютона. Его закон всемирного тяготения чрезвычайно прост, однако он позволил объяснить движение планет. Казалось, найден ключ к разгадке устройства мира!
Так в культуре обосновалась рациональность. Интеллектуалами стали признавать тех людей, которые умеют логически мыслить и быстро находить в уме единственно правильный ответ в задачах с жестко заданными условиями и единственным способом решения. Именно это умение стали высоко ценить. Психологи ввели понятие «коэффициент интеллекта» и нашли способ просчитывать его у детей и взрослых, используя специальные тесты. Но так ли прост наш мир? Все ли можно уложить в жесткие логические рамки? Люди подчас сталкиваются с явлениями, которые не в состоянии объяснить старые, всеми признанные законы. Их отвергают и открывают новые, которые в свою очередь снова оказываются не способными «объять необъятное». И так до бесконечности.
Развитие интуиции у детей
Ваш ребенок пока никак не может сосчитать число углов у треугольника? Ему это трудно? Но посмотрите, как он часами может наблюдать за муравьем, бегущим по своим делам, за гусеницей, пытающейся переправиться через травинку. Понаблюдайте, как он исследует новую игру, которую вы подарили ему. Не спешите бросаться на помощь и разъяснять, как надо действовать: в ситуации неизвестности каждый человек действует по-своему.
Поведение ребенка или взрослого в условиях неопределенности, когда нельзя точно указать, каких результатов надо добиться, какие методы и инструменты для этого понадобятся, психологи называют исследовательским поведением. Одни люди рождаются интеллектуалами, другие — исследователями. Первые способны быстро решать четко поставленные задачи, используя накопленные знания, другие — в неопределенных условиях, шаг за шагом, методом проб и ошибок нащупывают новое, то есть добывают знания. Способность к исследовательскому поведению не менее важна, чем интеллект.
Если заглянуть в будущее, то даже блестящие способности «генератора идей» серьезные работодатели ценят меньше, чем упорство и трудолюбие «исследователя». В ситуации неизвестности самое блестящее логическое мышление бывает бессильно. Здесь в первую очередь важны интуиция и творческий подход. Ньютон открыл свой закон не на пустом месте. Английский физик Гук, будучи блестящим экспериментатором, человеком с развитой интуицией, задолго до Ньютона предсказал существование силы тяготения, но не мог ее вычислить, поскольку не был математиком.
Великий Леонардо да Винчи не был бы гением, если бы не был одарен и высочайшей логикой, и тончайшей интуицией. Гениальный поэт Александр Сергеевич Пушкин в своем свидетельстве об окончании лицея имел нуль по математике. История знает немало примеров, когда интуиция помогала понять то, что логика лишь нащупывала, топчась вокруг истины — не достигая ее. Д.И. Менделеев много думал над своей периодической таблицей элементов, но она все не складывалась. Окончательный вариант таблицы он увидел во сне. То же случилось и с немецким ученым Кекуле: во сне он увидел обезьян, сцепившихся хвостами и образовавших кольцо. Наутро он понял, что именно так устроена молекула бензола.
Творчество и интуиция у ребенка
Человек не может объяснить свое интуитивное знание. Внутри нас есть что-то неведомое. Ученые выстраивают сложнейшие теории, которые порою находят подтверждение лишь через много лет. Писатели-фантасты и сказочники придумывают удивительную технику, которая и в самом деле появляется со временем; предсказывают, описывают социальные и природные катастрофы, которые и в самом деле случаются спустя десятилетия.
Творчество по сей день остается великой тайной творца, и появление на свет нового гения вряд ли могут предсказать даже самые современные тесты на IQ. Почему же, спросите вы, нет тестов на способность к исследовательскому поведению? Они есть, но, к сожалению, пока не очень распространены. Впрочем, самый простой тест вы найдете у себя дома — это детский конструктор. Перед ребенком лишь набор деталей, блоков, кубиков. Из этой груды он может соорудить все, что ему подскажут воображение, интуиция, наконец, кропотливый труд.
Сколько вариантов сможет он изобрести, если не ставить ему жесткую задачу? Другой распространенный тест — хорошие, «умные» компьютерные игры разной сложности. Ребенок погружается в некую виртуальную реальность, в которой может действовать по своему усмотрению, ставить перед собой различные цели и использовать для их достижения разные методы. Конечно, тот, кто в виртуальном мире стал капитаном подводной лодки, достигнет других результатов, чем тот, кто представлял себя пилотом самолета.
Но тут выясняется очень любопытная вещь. Один ребенок прекрасно понимает и рассказывает, что надо делать, чтобы достичь успеха, но при этом сам во время игры оказывается плохим пилотом или капитаном и не справляется с поставленными перед ним задачами. Другой же прекрасно проводит всю игру, набирает бессчетное количество очков, но, когда его просят рассказать, как он это сделал, только невнятно что-то бубнит. Вот вам и противоречие между интеллектом и исследовательским поведением.
Автор: vileshcka