Для детей в возрасте пяти — семи лет наиболее подходят игры соревновательного характера, но если ребенок проиграл и сильно расстроился, необходимо его похвалить, подбодрить. Например, громко произнести что-нибудь в этом роде: «Молодец, Катюша! Ты первая, кто проиграл. Теперь у тебя есть возможность расслабиться, понаблюдать за остальными!»
Необходимо напомнить ребятам, что подобные мероприятия призваны помочь интересно, весело провести время. Однако используемые игры должны увлекать малютку и отвечать его возрастным особенностям. Коротко опишем несколько несложных, но занимательных детских забав.
Игра «Ассоциация»
Эта игра ориентирована на развитие образного, творческого мышления, воображения. Суть игры в том, чтобы привести больше всего ассоциаций с одной и той же вещью. Дети сидят в кругу, в центре находится ведущий, он достает заранее заготовленный предмет (мячик, кубик), демонстрирует его окружающим. Первый человек говорит: «Этот предмет (палочка) – волшебная палочка». Затем все начинают по очереди предлагать свои варианты (гвоздь, вилка), но тот, кто думает больше одной минуты, выходит из круга. Победитель награждается небольшой открыткой, на которой начертано «Знаток».
Игра «Таинственный мешочек»
Игра помогает развить тактильное восприятие, образное мышление. В мешочек или коробку помещается несколько вещей (шарик, блокнот, машинка, кукла). Ведущий подходит к ребенку, который должен засунуть в него руку, определив на ощупь какой предмет там находится. Постепенно усложняйте поставленную задачу, используйте более мелкие вещи. Конкурс длится, пока не выявится победитель.
Игра «Радуга»
Она направлена на развитие способности определять цвета. Каждый получает листок цветной бумаги. Затем предлагается деткам за две минуты отыскать в помещении вещь, элемент в оформлении комнаты, собственной одежде такой же, как и на их бумаге, цвет. Выиграет малыш, нашедший наибольшее количество совпадений.
Игра «Ромашка»
Необходимо заблаговременно изготовить и раскрасить бумажный цветок. Причем количество лепестков должно соответствовать количеству ребят. На всех лепестках прописываются легкие, веселые поручения. Дети подходят по очереди, выбирают себе понравившийся по цвету лепесток, после чего зачитываются и выполняются все развлекательные задания. После завершения игры нужно всех наградить призами и поблагодарить.
Игра «Снежки»
Все игроки получают небольшой ватный комочек, который свернут в виде «снежка». Они должны растрепать вату и по команде подкинуть ее в воздух. Задача конкурса состоит в том, чтобы дольше всех продержать ее в воздухе. Для этого необходимо как можно сильнее дуть на ватку снизу.
«Дело в шляпе»
Еще одна увлекательная игра. Участники формируют круг, внутри которого будет стоять ведущий. Он надевает на какого-либо игрока шапку и включает ритмичную музыку. Задача соседа с правой стороны заключается в следующем: он должен как можно быстрее снять шапку с головы рядом стоящего ребенка, надеть на себя, развернуться на 360 градусов и быстро передать другому человеку. Если он не успевает выполнить перечисленные выше действия, перед тем как прервется музыка, то покидает круг.
Игра «Природное разнообразие»
Нужно написать на бумаге несколько тем, связанных с природой («река», «лес», «птицы», «животные»). Затем победитель предыдущего конкурса вытягивает приглянувшийся ему кусочек, например, он достал слово «птицы». Значит, всем детям необходимо написать (произнести) слова, связанные с выбранной тематикой (голубь, воробей). Выиграет тот, кто составит самый большой список.
Игра «Сказочные пазлы»
Предварительно распечатываются изображения любимых мультипликационных или сказочных героев, разрезаются на несколько частей. Ребенку нужно правильно собрать картинку, рассказывая о полюбившихся персонажах. Выиграет тот, кто сможет наиболее быстро восстановить иллюстрацию и поведает остальным о ней что-то забавное.
Игра «Загадочные игрушки»
В один мешок складываются любимые детские игрушки. Малышам предлагается найти свою вещь и сочинить о ней небольшую сказку. Например, «Давным-давно, где-то очень далеко жила…», но взрослые должны помогать игроку, то есть задавать наводящие, направляющие вопросы. Это поможет ему сориентироваться, почувствовать себя более уверенно. После того как конкурс закончился, можно проголосовать за самый захватывающий рассказ. Это упражнение призвано развивать воображение, внешнюю речь, уверенность в себе.
Игра «Верю – не верю»
Взрослые произносят фразу («коровы летают») и бросают мяч какому-либо ребенку, стоящему в кругу малышу нужно успеть определить: верно сказанное или нет. Если фраза не соответствует действительности, то мяч отбрасывается, но если она оказывается правильной, то мяч ловится, передается следующему участнику с новой фразой (например, «птицы живут под водой»).
Игра «Звуки животных»
Ведущий бросает мяч игроку, указывая название какого-либо животного, ребенок ловит мячик и воспроизводит звук, который издает упомянутый зверек (кошка – «мур», «мяу»), а затем кидает его любому малышу, опять выбирая какое-то животное.
Игра «Попробуй назвать»
Дети выстраиваются в круг, а в его центре располагается ведущий. Он быстро озвучивает материалы, из которых изготавливаются различные вещи. Игрок говорит: «Стоп», и он должен привести пример готовой продукции, которая может быть создана из того материала, на котором остановился ведущий (например, стекло – ваза, металл — ложка). Далее двое других ребят предлагают свои варианты, потом ведущий опять перечисляет виды сырья, служащие основой для создания предметов (металл, дерево) и его прерывает следующий ребенок. Этот конкурс помогает сплотить детскую группу.
Игра «Поза животного»
Участнику предлагается изобразить какого-то зверька (позу, поведение), а остальные должны его угадать. Если он не справился с задачей, то покидает круг. Конкурс возобновляется с нового игрока.
Игра «Укротитель зверей»
Дети расставляют по кругу стулья, располагаются напротив них. Каждый участник самостоятельно определяет, каким именно животным он станет. После этого выбирают «укротителя зверей», который начинает перечислять знакомых ему существ. Малыш, который услышал свое название, должен встать рядом с «дрессировщиком», и они начинают ходить по кругу. Через минуту ведущий громко произносит: «Охотники, внимание!» После данной команды дети должны быстро занять свободный стул, последний ребенок становится «укротителем».
Игра «Лабиринт»
Перед началом конкурса взрослый рассказывает интригующую сказку, связанную с лабиринтом. Потом он показывает заранее нарисованный лабиринт и предлагает каждому игроку пройти по нему, найти выход. Крошка должна выбраться из него с наименьшими временными потерями, минимальными ошибками.
Взрослые, организующие подобные мероприятия, должны составлять небольшие группы (примерно по семь человек). Иначе, одним детям игра уже надоест, а другие не смогут в нее поиграть. Кроме того, важно поддерживать интерес участников к развлечению, варьируя созданную ранее программу, тогда праздник, безусловно, станет ярким, выдающимся и незабываемым эпизодом для всех членов семьи.
Источник: mam-sovet.ru