Большая часть детишек после трех лет идет в садик, а мамочки выходят на работу. И почему-то считается, что отныне все задачи по развитию ребенка перекладываются на плечи государства. С другой стороны, у воспитателя есть только 1 (!!!) помощник и порядка 20 неугомонных моторчиков, за которыми надо каждую секунду следить. Не поймите меня превратно, я не говорю, что наши воспитатели плохие или некомпетентные, просто в такой ситуации дать какие-то глубокие знания детям абсолютно невозможно.
Как сказала одна мамочка из нашей группы «вечером все живы, здоровы, накормлены и поспавши, вот и, слава Богу!». А ведь есть дети, которым не хватило пока еще места в детском саду, да и вообще существует еще сто тысяч причин, по которым ребенок длительное время находится дома. А дошкольный возраст именно то время, когда можно вложить в малыша безумное количество знаний, с которыми потом ему будет проще жить. Поэтому сегодня мы решили поговорить о том, как организовать занятия с ребенком 4 – 5 лет дома.
В основном занятия идут по следующим направлениям: основы математики, подготовка руки к письму, чтение и развитие речи, развитие мелкой и крупной моторики, физическая нагрузка, развитие высших психологический функций, музыкальное и эстетическое воспитание. Естественно, что простая среднестатистическая мама не является профессионалом во всех областях. Но что мешает вам учиться вместе с ребенком? У меня, например, напрочь отсутствует слух и все, что связано с музыкальным образованием, но мы вместе слушаем отрывки из классики, обсуждаем, иногда мне даже нравится.
Самостоятельное развитие ребенка 4 – 5 лет, в случае, если вы посещаете садик.
Во–первых, родителям в этом случае необходимо ознакомиться с тем, по каким материалам занимаются в группе, что и как говорит педагог, на что делает упор. На момент написания статьи по госстандарту в садиках занимаются по программе «от рождения до школы» под редакцией М.А. Васильевой, Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой.
Если вы пролистаете эти рабочие тетради, ничего сверхъестественного там не найдете. Это тот базовый образовательный минимум, ниже которого ребенок знать просто не может. Но ведь нам хочется большего для своих детей.
Второй обязательный пункт, для полноценных занятий дома – соблюдение дома режима, который задан в вашем садике. Как правило, в 9 завтрак, потом идут занятия, около 11 все выходят на прогулку (практически в любую погоду!!!), кушают, и обязательно дневной сон. После того, как дети проснутся, все опять кушают, занимаются, гуляют и уходят домой. То есть, организм ребенка уже приучен к определенному ритму, поэтому заниматься с ним в те часы, которые отведены для этого в садике, становится намного проще. Это правило должно быть обязательным и в то время, когда малыш на больничном, в выходные и в отпуске. Для занятий выделите время в праздничные и выходные дни, что-то требовать от ребенка после садика бессмысленно, так как он очень устает в течение дня.
Самостоятельное развитие ребенка 4 – 5 лет дома
Как и в первом случае, очень важно соблюдать режим. Желательно придерживаться именно того распорядка дня, который принят в садике.
Для того чтобы настроиться на рабочий лад ребенку нужно время после завтрака. Мы, например, убираем все на столе, достаем все наши школьные принадлежности и начинаем. На всё про всё уходит минут 15, этого как раз хватает, чтобы переключиться с игры на серьезное занятие.
Очень важно чередовать между собой умственную и физическую активность, и сам урок не должен длиться дольше 20 минут. Например, у нас было такое расписание:
- Артикуляционная гимнастика
- Логика
- Зарядка для пальчиков
- Прописи и чтение
- Зарядка
- Математика
- Пошли гулять
А после сна уже лепка, рисование, конструктор и просто игры.
Сказать, что за время, которое мы сидим дома, у моего ребенка небывалый прогресс, значит, ничего не сказать. Если и до этого он был в первых рядах, то сейчас на голову выше сверстников по всем параметрам, а прозанимались всего ничего. При этом я достаточно ленивая мама, и большую часть времени мои дети занимаются сами по себе. То есть у меня есть определенный лимит знаний, которые мы получаем в течение дня вместе, а дальше уже вперед в свободное плавание. И после того, как мы все снова вернемся в садик, объем занятий упадет до минимума (в выходные и праздники). А вот среди моих знакомых есть дети, которые уже в 3 года выдают содержательные фантазийные рассказы, в состоянии рассказать про Луну и космический корабль, а также проконсультировать на тему, почему вода жидкая. Но для этого мама должна просто «болеть» своим ребенком.
Вы спросите, а как же садик? А в садике другому учат. Там ребенок учится общаться с другими людьми, контактировать со сверстниками, понимать, что от него хочет другой человек. Вот, что на мой взгляд, самое важное в садике. А вот, что будет знать или не знать ребенок зависит целиком и полностью от родителей.