В четыре года ребенок практически самостоятелен, приобретенных навыков становится все больше, соотвественно он уже многое может делать сам. Он способен выполнять действия из нескольких этапов, например, когда мать просит его снять верхнюю одежду (после прогулки), помыть руки и садиться за стол. Т.е. он мысленно удерживает последовательность выполенения задачи.
Физическое развитие. В 4-5 лет ребенок уже имеет достаточно хорошую координацию, поэтому его можно определять в спортивные секции (возьмите также на заметку подвижные игры). В этом возрасте дети выдерживают хотьбу на длительные расстояния, например, до магазина и обратно. Могут перепрыгивать маленькие предметы. Что касается роста и веса, то, конечно, после 4-х лет ребенок уже не растет так интенсивно, как в первые 3 года: прибавка составляет 5-6 см в год, а вес порядка 2-х килограммов. Надо отметить, что у часто болеющих детей возможно замедление в физическом развитии.
Развитие речи. Словарный запас четырехлеток нарастает с завидной скоростью (лексикон составляет порядка восьмисот-тысячи слов), особенно если родители активно разговаривают с ребенком. Полезными в плане развития речи являются совместные обсуждения увиденного, например, зверей в зоопарке. Также для этого возраста характерно общение с другими детьми. Малыш уже ищет компанию, на этом этапе он понимает, что не один в этом мире и весь мир не вертится вокруг него, а он сам может занять определенное место.
Интеллектуальное развитие. Как правило, дети этого возраста являются большими фантазерами, родители часто жалуются, что ребенок, что называется, привирает. На самом деле, он активно фантазирует, возможно, ему не хватает жизненных впечатлений, поэтому он склонен домысливать некоторые ситуации. Совместные с родителями походы в цирк, зоопарк, на яркие мероприятия сделают жизнь ребенка более разнообразной.
Конечно, в это время будет уместным развитие и графических способностей. Для этого есть много полезных материалов, таких, как раскраски. Ближе к 5 годам ребенок уже свободно может рисовать геометрические фигуры: круг, квадрат, пусть не так ровно, но все же.. О том, какие игрушки подойдут для развития интеллекта в этом возрасте см. здесь.
Также в 4,5 года ребенок уже понимает разницу между словами: «сегодня-завтра-вчера» и использует их в своей речи. Отлично понимает разницу между противоположными признаками: «далекий-близкий», «высокий-низкий», «широкий-узкий» и пр.
В целом ребенок, конечно, обладает всеми основными навыками, но все-таки он еще слишком раним, и принимать его за совершенно взрослого, а соответственно и спрашивать с него по полной, пока рано.