Детское мышление — процесс сложный, кардинально отличающийся от взрослого. Первоначальное, родное мышление у ребенка — образное. Т.е он мыслит не словами, а образами, выделяя сходство и различие. Но по мере взросления, мыслительный процесс задействует и внимание, и память и основной показатель — речь.
Развитие не может быть полностью самостоятельным, огромная роль принадлежит взрослым. Именно от них ребенок узнает, какими словами обозначаются те или иные предметы. Взрослый, объясняя признаки конкретного предмета, дает ребенку потрогать или посмотреть на этот предмет и запомнить полученные ощущения.
На основе практического опыта и, глядя на взрослых, ребенок учится делать суждения, сопоставлять разные отличительные особенности предметов или явлений. Очень важен начальный этап, азы формирования мышления, поскольку самому ребенку просто не научиться выделять отдельные категории, а затем делать обобщения. Малыш даже не сразу запоминает, какой предмет как называется, не говоря уже о словах, значение которых не привязано к видимому объекту.
Например, трудно уловить смысл слова «время» и других, подобных ему. Даже такие элементарные слова, как «каша», «стул» и пр. могут вызвать трудности в понимании. Дело в том, что маленький ребенок мыслит сиюминутно и пока не умеет относить то же самое слово к аналогичному предмету, но уже в другой обстановке, т.е. не может обобщать. Например, ребенку может быть непонятно, почему стульчиком называется тот, на котором он сидит, а взрослый тоже сидит на стуле, но он не такой, а название одинаковое. В речи детей тоже часто прослеживается сходство, но не точность произношения, напирмер, «типчка» вместо «птичка» или «юфолка» вместо «свеколка» — в этом тоже выражаются особенности развития детского мышления, т.е применение созвучности, вместо точности.
Дети постарше уже пытаются сами понять смысл слов и для этого им нужен дополнительный опыт. Вот поэтому маленькие «почемучки» достают родителей. С другой стороны все так просто: через понимание вещей дети лучше мыслят, так им проще выстраивать свои суждения. Главное, чтобы взрослые не ленились.
Упражнения на развитие мышления.
«Опиши картинку» ребенку 4-5 лет предложите рассмотреть картинку с изображением определенного времени года. Просите рассказать, что нарисовано, по каким признакам ребенок определил, что это лето или зима, день или ночь, пасмурно или солнечно. Каких предметов больше, каких цветов больше использовано для передачи явлений природы.
«Сравни предметы » Предложите ребенку рассмотреть шарики (воздушные), например, группу шариков одного цвета и спросите, что у них похожего, какими свойствами они обладают: на ощупь как воспринимаются, на цвет, на вес. Вместо шариков можете взять любые другие предметы: кубики, мячики. Можете вообще сделать подборку игрушек на одну тему, скажем, машины (танк, легковой автомобиль, вертолет) и одну игрушку не вписывающуюся в общий ряд, например, животное. Пусть определит, какая игрушка лишняя, почему.