Первое знакомство со звуками происходит еще в утробе матери, когда плод реагирует на голоса родителей, как правило, услышав низкий папин бас, малыш затихает, не шевелится. На материнский же голос откликается движением. После рождения младенцы улавливают окружающие их звуки более чутко.
Большое значение имеет мамина колыбельная песня, так как действует на кроху умиротворяюще. Когда малыш будет способен концентрировать внимание на звучащих мелодиях, ему можно будет давать слушать отрывки из классических музыкальных произведений (Моцарта, Гайдна). Для первого раза хватит буквально тридцати секунд. Главное, чтобы был соответствующий настрой. Не стоит проводить занятие, если малыш только что плакал или был увлечен чем-то другим.
Ближе к году желательно приобрести детские музыкальные инструменты типа металлофона, колокольчиков, бубенцов, чтобы кроха сам мог воспроизводить звуки. Кстати, в процессе звуковых манипуляций тренируется координация, мелкая моторика, мышление ребенка.
С детьми постраше (2-3-х лет) можно проводить игры на угадывание звуков. Продемонстрируйте ребенку, как могут звучать разные предметы обихода: кастрюли, тарелки, вазы, кружки, коробки и т.д. Кажый из них имеет собственное звучание, если по нему легонько постучать, например, карандашом. Проделайте это вместе с малышом, пусть он послушает и запомнит, какие звуки издают разные предметы. А затем попросите его отвернуться и постучите по любой посудине. Задача малыша — отгадать, какой предмет имеет данный звук. Так постепенно вы будете развивать тонкое слуховое восприятие у ребенка. Полезно также слушать музыкальные произведения для детей, где явно слышен шум дождя, мяуканье кошки, чириканье воробья и пр. Дети постарше могут нарисовать, что они услышали.
методы развития слуха
Маленькие дети лучше воспринимают негромкую и не слишком быструю музыку. Обычно хорошо усваиваются незатейливые мелодии. В возрасте от девяти месяцев до года малыши уже могут тянуть звуки, как бы подражая песням. Некоторые детки могут подпевать маминой колыбельной.
Если родители совсем не имеют к музыке отношения, то и чаду брать пример не с кого. Прежде чем образовывать ребенка в музыкальном смысле, надо и самим приобщиться к музыке. А как это сделать? Очень просто, слушать приятные слуху умиротворяющие мелодии, иногда бодрые для поднятия настроения, чаще — спокойные, для обретения душевной гармонии. Глядя на вас, и ребенок захочет впитывать музыкальные вибрации.
Второй важный момент — пение. Маме, даже не имеющей музыкального образования и не всегда попадающей в ноты, все же нужно петь, от души, с любовью, ребенок полюбит ее напевы.
Помните о том, что произносить звуки — природная необходимость, которой обладают все дети, так вот, чтобы эти звуки были прекрасными, нужен пример, нужны возможности для создания разных звуков (детские музыкальные инструменты), тогда малыш, используя свою природную тягу подражать, начнет делать первые шаги к тому, чтобы общаться с окружающим миром посредством звуков, в том числе музыкальных.
Кроме создания условий для пробуждения слуха, не стоит препятствовать, когда ваш малыш с наслаждением будет громко кричать, особенно в тех местах, где сильное эхо. Помните, что забить тягу к музыке легче, чем ее развивать. Так что если у вас все еще есть желание вырастить музыкального ребенка, не ждите, пока ему исполнится четыре года, чтобы отдать в музыкальную школу. Действуйте прямо сейчас, помогите пробудиться заложенным в вашего ребенка музыкальным способностям.