Ролевые игры ребенок начинает осваивать уже с 3-х лет. Поначалу это просто игра одного актера (например, роль мамы). Но со временем ребенок может исполнять сразу несколько ролей (мамы и дочки, например, одновременно), а затем и режиссировать все действие.
Ролевые игры очень важны для личностного становления, потому что примеряя на себя определенную роль ребенок учится выстравивать модель поведения в обществе. С другой стороны, он лучше начинает понимать действия и поступки других людей. Например, играя в «магазин» ребенок может быть и покупателем и продавцом, в «больнице» врачом и пациентом и т.д. А между тем, разные категории людей имеют различный взгляд на одни и те же вещи. Так, пациенту в больнице ситуация видится совсем с другой стороны, нежели доктору. Ребенок же имеет возможность проиграть и прочувствовать ситуацию со всех сторон. Многие моменты для своих игр дети берут из реальной жизни, любимых мультфильмов и сказок.
В таких играх дети учатся моделировать процесс отношений, выстраивать их на свое усмотрение, т.е. придумывать сюжет. А это уже роль режиссера. Таким образом, игра имеет колоссальное значение для возникновения личного видения того, как все в этом мире связано, кроме этого, в процессе тренируется фантазия и воображение, развивается мышление. По сути для ребенка игра — это школа жизни. Через нее он познает все грани отношений человека с окружающим миром. Соответственно значительно облегчается его адаптация в социальной среде.
В игре ребенок учится брать на себя ответственность за свои действия, а также видит последствия каждого своего поступка. А дети старшего дошкольного возраста способны анализировать игровой процесс и корректировать ход событий с учетом сложившейся ситуации.
Неплохо, если взрослые иногда подсказывают ребенку, как повести себя, объясняя, почему. Но такое вмешательство не должно быть навязчивым, важна самостоятельность в принятии решений, пусть даже по подсказке.