После года у малыша формируется более четкое представление об окружающей действительности, поэтому ему подойдут развивающие игрушки, которые будут формировать конкретные образы в его представлении. Нужно обращать внимание, на особенности, присущие тем или иным игрушкам. Например, делать акцент на то, что у мишки вот такие ушки, вот такой носик, а у курочки — клювик.
Малышу можно предлагать все те же пирамидки и матрешки, но уже в более усложненном варианте, т.е. пирамидка может содержать гораздо большее количество колец. Причем малышу надо показывать, как собирать ее, чтобы его увлекал не только процесс разбора.
Для улучшения двигательной активности отлично подходят привлекающие внимание разноцветные мячи. Мяч — как некий стимул для движения. Догоняя его, ребенок все более уверенно держится на ногах. Хорошо, если взрослые тоже принимают активное участие. Развивающие игры дают большие результаты, когда ребенок видит пример для подражания. Не забывайте, дети — это великие подражатели.
Для развития зрительного восприятия очень хорошо подойдут книжки с толстыми листами и цветными картинками. Листая такую книгу ребенок развивает моторику, в то же время он уже может узнавать знакомых пресонажей (которые есть и среди его игрушек).
После 2-х лет малыш сам строит пирамидки из больших кубиков,складывает фигуры из крупного конструктора. Очень помогают в развитии мышления кубики с изображениями: когда из кусочков складывается целое изображение (такую же функциональность имеют простенькие пазлы).
В 3 года малыш уже готов к ролевым играм. Помочь ему в этом должны взрослые. Нужно показать, как играют в такие игры. Для начала взять какой-нибудь несложный сюжет: например с мамой-уткой и маленьким утенком. Пусть ребенок выполняет роль утенка. А сама игра может иметь любой поворот. Мама утка ходит, а утенок следует за ней и повторяет все ее действия: тут попил, тут поплыл, покрякал и т.д. Так постепенно ребенок научится брать на себя роль. И далее, играя самостоятельно, он может исполнять роль того и другого персонажа одновременно. Например, играя в больницу он играет и за доктора и за пациентов.
Для таких игр важно наличие дополнительных предметов, которые будут создавать соответствующую обстановку, скажем, для игры в больницу у доктора должна быть белая шапка и халат, а из атрибутов — градусник, стетоскоп. Игрушечные столы и стулья должны быть устойчивыми и удобно браться в руки. Часто одни и те же предметы используются ребенком в разных играх, подключеннное воображение наделяет эти предметы то одними то другими качествами. Поэтому выбирая например, кукольную мебель не заботьтесь слишком о деталях: одни и те же шкафчики будут использоваться и при игре в семью, и в больницу, и в магазин.
Для ролевых игр этого возраста можно уже использовать рукавишные игрушки (которые надеваются на руку). Такие зайчики, лисички, собачки отлично развивают фантазию. Через них ребенок может выражать свои чувства.
Нередко у детей трехлетнего возраста бывают любимые игрушки (причем временами неказистые на вид). Такая игрушка часто выполняет защитную функцию и роль друга одновременно. Если ребенок пошел первый раз в детский сад, то с таким «другом» ему будет не так страшно. Дома с любимой игрушкой дети могут и играть, и выполнять все действия, которые делают сами.
В 4 года ролевые игры усложняются добавлением в них эмоций. Т.е. ребенок уже не просто исполняет роль, а еще и проявляет характер персонажа. Сюжеты для игр дети берут не только из быта, но и из любимых мультиков и сказок, поэтому позаботьтесь, чтобы ребенок смотрел и слушал достойные для подражания произведения.