В раннем дошкольном возрасте ребенок уже может переживать определенные эмоции, глядя на произведения искусства. Да что в раннем возрасте, еще в утробе матери дети воспринимают вибрации классической музыки. А когда уже сами могут видеть и слушать — результат еще более сильный. И тут уже от родителей зависит, насколько они проявят желание развить в ребенке эстетический вкус, тонкое восприятие действительности.
Конечно же, произведения искусства, написанные в мажорном стиле будут влиять на внутренний мир ребенка благотворно, и наоборот, тоскливые пейзажи, тревожные ноты в музыке могут спровоцировать плохое настроение. Именно своим настроением ребенок показывает влияние на него художественных или музыкальных творений.
Картины, написанные в ярких или пастельных тонах вызывают положительные эмоции, а первые даже бодрят. Из музыкальных произведений предпочтительна классическая музыка, именно она пробуждает тонкое восприятие мира через эмоции.
Также очень важно привлекать к деятельности с художественным содержанием и самого ребенка. Обучайте его рисованию, лепке, созданию аппликации. Пусть учится выражать свое отношение к явлениям окружающего мира посредством красок и пластилина.
По детским работам, кстати видно, как дети воспринимают мир. Преобладание светлых и ярких красок говорит о том, что ребенок гармоничен в отношениях с миром. И, напротив, присутствие темных тонов сигнализирует о психологическом неблагополучии, указывает на внутренние барьеры и комплексы.
Самых маленьких родители могут самостоятельно приобщать к искусству. В рисовании нужно показать ребенку, какие есть способы изображения явлений природы. Например, дождик делается штрихами, а листики на деревьях — мазками. Также ребенку можно дать понять, что знакомые образы на бумаге выражаются определенными цветами краски: светофор — сразу тремя, солнышко — желтым, небо — голубым или синим и т.д. Ребенок сам должен почувствовать, какие краски ему использовать.
Лепка. В этом виде занятия предложить ребенку поиграть с пластилином. От тепла рук он становится мягким, податливым и может принимать форму шарика или «колбаски». А из простейших форм легко собираются и сложные, например, снеговик — из 3-х шариков.
На занятиях музыкой помогите детям научиться различать звучание разных инструментов в оркестре. Отлично тренируется слух.
Танцы — вообще очень действенный способ поднятия настроения, а кроме этого, в танцах формируется чувство ритма. Динамичные мелодии помогут двигаться в разных положениях: в паре, по кругу, на месте. Это тоже способ проявления эмоций, только на уровне тела.
Для детей постарше (младшего дошкольного и школьного возраста) кроме вышеописанных методов эстетического воспитания, можно добавить еще такой вид, как кукольный театр. Посредством куклы ребенок выражает и свои эмоции, и проживает чужие, таким образом, лучше понимает взаимосвязь с миром. (Значение игрушек в жизни ребенка см. также в разделе «игрушки от 1 до 4 лет» и «игрушки от 5 до 7 лет».)