Каждый родитель знает, сколько эмоций вызывает поломка игрушки, зачастую даже ребенок не так переживает, как взрослые. И в первую очередь все восклицания по этому поводу связаны с тем, что на игрушку все-таки деньги потрачены, иногда немалые, «а он взял и сломал». Или, к примеру, можно услышать такое: «Ты зачем в садик понес? Не успели купить, а ты уже сломал» и пр.
Чтобы понапрасну не тратить нервы, надо для начала разобраться, почему же так происходит, что ребенок ломает своих же кукол, либо машинки. В первую очередь маленьким исследователем двигает большой интерес: а что же, собственно, там внутри, или: можно ли оторвать колесо. Иногда полезно вместе с вашим чадом провести такое исследование: чуть-чуть надпороть шов у мягкого мишки, чтобы посмотреть, что там внутри поролон. У резиновых кукол вообще можно «оторвать» голову и приделать обратно. Зато станет ясно, что туловище у пупса — пустое.
Вообще детский интерес чаще полезен, чем вреден. Да, иногда это чревато тем, что игрушка уже не восстанавливается, зато ребенок получает новые знания об особенностях окружающих его вещей. Например, путем таких экспериментов он узнает, что пластмассовые игрушки сломать гораздо легче, чем металлические. Кроме этого, опыты покажут, что поломка очень часто — процесс необратимый. Как же об этом узнать, ни разу не сломав игрушки. Но самое, пожалуй, ценное в факте поломки, это то, что ребенок постигает суть вещей, а через это затем приходит к новым созидательным идеям. Например, может сам собрать примитивную машинку из имеющихся под рукой деталей и она, скорее, будет любимой, хоть и неказистой с виду. А из простых вещей, обычно «рождаются» и сложные. Так тренируется изобретательность.
Конечно, есть и другие причины «разборок» с игрушками. Бывает, что сам объект («поросенок», машинка и пр.) не вызывает симпатию, а возможно, отрицательные ассоциации. Тогда ребенок отчаянно расправляется с ним. Также игрушка может служить способом снятия стресса. Взрослые, к примеру, когда их что-то раздражает, могут кричать, ругаться. Ребенку не всегда позволено открыто выплеснуть эмоции, поэтому «жертвой» становятся игрушки.
А еще все эти милые куклы, машинки, плюшевые мишки могут быть яблоком раздора среди играющих вместе детей. В таких ситуациях «предмету дележа» тоже достается (как лягушечьей шкуре в известной сказке). Если до этого дошло, то взрослым лучше бы разобраться: в чем, собственно причина. Часто это банальное собственничество. И тут гораздо важнее примирение сторон, нежели упреки за испорченный предмет игр.
Одним словом, в случаях порчи игрушек, родителям лучше бы разобраться в сути, попытаться понять свое чадо, чем начать «воспитательный процесс» в виде упреков и брани. Просто родители уже забыли, что они сами были когда-то маленькими и делали то же самое. Тут важно иметь в виду, что любой полученный опыт идет только на пользу (причем обеим сторонам).