Сензитивные периоды иначе можно назвать возрастными интервалами, в которые ребенок особенно восприимчив к влиянию окружающей среды. Очень важно правильно организовать развивающую среду с учетом того, какой вид восприятия (психические свойства, поведенческие черты) наиболее хорошо тренируется в данный конкретный период.
Главное, не упустить время, так как сензитивные периоды проходят безвозвратно и если не созданы условия для развития тех или иных функций, то ребенок недополучает возможность реализовать свой потенциал в конкретном направлении.
В группах, занимающихся по методике, используются специальные монтессори-материалы для развития всех видов чувств. Например, тактильные ощущения усиливает работа с гладкими и шершавыми дощечками, ощущения тепла и холода тренируются путем наполнения металлических чашек холодной и теплой водой и т.д.
Классификация сензитивных периодов
От 0 до 3-х лет — наиболее благоприятное время для выработки ощущения порядка вокруг и внутри. У ребенка формируется чувство времени и последовательности. В первую очередь имеет значение внешний порядок вещей. При созерцании внешнего уклада у ребенка постепенно начинают приходить в порядок и мысли.
Период от 1 года до 4-х лет — имеет наибольшее значение для психомоторного развития. Физическая зарядка в любом виде активизирует подкорковые процессы в головном мозге. Физически активный ребенок в последующем показывает более высокий уровень интеллектуальных возможностей.
Вестибулярный аппарат, гибкость, ловкость, координация хорошо развиваются не только в монтессори-зоне физической культуры, существующей в группе для занятий (различные дорожки для ходьбы с препятствиями), но также на всевозможных фигурах для лазанья на уличных детских площадках.
Отлично подходят для снятия физического напряжения сухие бассейны с шариками, шведские стенки, батуты. Только надо иметь в виду, что получив долю психического возбуждения во время активных игр, малыш не способен быстро перестроиться на мыслительный процесс. Так что для интеллектуальных занятий отводится другое время.
Сенсорное развитие от 0 до 5,5 лет. Ребенок активно впитывает цветовые, шумовые, обонятельные характеристики окружающих предметов. В это время мир предстает перед ребенком во всем многообразии цветов, запахов, звуков, ощущений. И на каждое из перечисленных свойств существует тренировочный материал, в том числе так называемые бизиборды.
В дальнейшем один из каналов восприятия станет ведущим, а пока ребенок открыт для всестороннего обучения. Монтессори-материалы идеально подходят для пробуждения чувствительности.
Мелкая моторика от 1,5 до 5,5 лет. Зрительно-моторная координация и речь скорее развиваются, если активно двигаются и тренируются пальчики и кисти рук. Здесь неоценимую роль имеют манипуляции с мелкими и сыпучими материалами: фасолью, бусинами, шнурками, крупой. Лепка — тоже хороша для развития мелкой моторики.
Речевое развитие от 0 до 6 лет. Поскольку у детей преобладает образное восприятие, то в качестве развивающих пособий подходят картинки, на которых наглядно видно значение слов, то есть изображение предметов. Тематические карточки помогут разобраться с окружающими объектами.
Муляжи и мини-копии фруктов, овощей, животных играют незаменимую роль для знакомства с их настоящими прототипами.
Визуализация образов — вот что применяется в методике для активизации речевого центра у малыша. Для этой цели служат специально разработанные монтессори-картинки.