Педагогика Штайнера

Теософия во многом повлияла на общество. На основе богопознания, открывающего тайную суть вещей, в геометрической прогрессии начало появляться множество новых учений и философских знаний. Так, австрийский философ Роберт Штайнер основал свое религиозно-мистическое учение, трактуемое им как учение «о духе». И уже опираясь на него, появилась вальдорфско-штайнеровская педагогика.

Вальдорфские школы

Первая вальдорфская школа была основана в начале 20 века, а на сегодняшний день открыто более 1000 школ и около 2000 детских садов по всему миру. Школы с такой педагогикой являются общеобразовательными. Особенность их в том, что ученики начальных классов не получают оценок за свои знания, а уроки проводятся без использования учебников вообще. Методика обучения была перенята в среду домашнего обучения.

История становления

Школы вальдорфского типа берут за основу труд Штайнера об образовании, а самая первая школа была открыта по просьбе владельца фабрики по выпуску сигарет «Вальдорф-Астория». Отсюда и появилось совместное название: в честь имен идейного вдохновителя и названия фабрики активиста.

Особенности педагогики

Главный принцип методики – позволить ребенку развиваться в его собственном темпе, не устанавливая общих стандартов. Задания даются ученикам в соответствии с их подготовленностью, а обучение ведется таким образом, чтобы попадать под интересы обучающихся — не в привычном хронологическом порядке, а с учетом формирования у детей представлений о том или ином событии. К тому же, дается информация не только теоретически, но и с практической стороны. Так, дети самостоятельно ставят спектакли, имитируют средневековые турниры, часто бывают на экскурсиях.

Материал преподносится ученикам в несколько блоков. Основных их – три. Духовный блок развивает мышление, душевный ставит в приоритет музыку и танцы, а креативный посвящен творческим задачам: лепке, рисованию, шитью и так далее. С помощью таких блоков ребенок лучше усваивает даже самую трудную информацию.

Методы преподавания

Особое внимание в школах такого типа отводится ритмическому распорядку дня. Он создается, основываясь на детской психологии, и четко соответствует ей. Так, зарядка в вальдорфских школах заменяется ритмической частью, когда дети в течении 15-20 минут безостановочно повторяют ритмичные движения – топают, хлопают, читают стихи, поют. На начало дня ставится общеобразовательный урок, требующий повышенного внимания. Далее идет ряд ритмических уроков: иностранные языки, музыка, гимнастика. На конец дня остаются практические занятия.
Интересная особенность – преподавание «по эпохам». Каждая эпоха занимает несколько недель, чтобы ребенок лучше освоил материал. Тогда все предметы преподаются, опираясь на определенный исторический промежуток, а практика помогает лучше понять информацию, переживая события.

Принципы

Из основных принципов вальдорфской школы выделяют два. Принцип «гармонизации душевной жизни» основывается на воспитании трех душевных составляющих человека: воли, чувств и мышления. Эти способности должны находиться в полной гармонии и равновесии, так как это влияет и на телесное здоровье человека. В методической работе это распределяется на этапы. Так, воля развивается в младших классах, чувства – в средних, а мышление – в старших.

Принцип «гармонизации окружающей среды» основывается на создании вокруг ребенка идеальной здоровой среды, позволяющей свободно развиваться его индивидуальности, без подавления со стороны окружающих.
С самого момента создания школы с вальдорфско-штайнеровской системой педагогики начали пользоваться огромным спросом, так как, в отличие от обычных школ, здесь огромное внимание отводится психологическому и эмоциональному здоровью ребенка, благодаря чему знания усваиваются намного проще и легче, и результат обучения дает богатые плоды у детей в будущем.