Часто считается, что если у ребенка нет дефектов речи, то развивать речь нет необходимости. Но проблемы, возникающие в будущем, можно обойти, при этом сформировав четкую и грамотную речь малыша. Просто нужно уделить время на развитие речи с самого рождения ребенка.
Развитием речи необходимо заниматься в комплексе, ведь нужно задействовать многие области головного мозга. Поэтому в систему занятий входит развитие мелкой моторики, сенсорное восприятие, артикуляция и правильное дыхание, а также увеличение словарного запаса.
Игры с пальчиками и жестами
Исследованиями доказано, что участки головного мозга, которые отвечают за действия рук и пальчиков, находятся рядом с участками мозга, которые отвечают за речь человека. В связи с этим нужно стараться подталкивать ребенка к активности ручек и пальчиков.
Можно изучить с малышом легкие жесты, которые он будет использовать на постоянной основе. Примеры:
- Вопрос «Сколько тебе лет?», в ответ ребенка нужно научить показывать один палец – «1 годик»;
- Научить угрожать указательным пальчиком «ай-яй-яй»;
- Ребенок может отвечать на вопросы «да» или «нет» при помощи движений головы;
- Благодарить за что-то необходимо кивком головы «спасибо»;
- Вопрос «Как твои дела?», в ответ ребенка можно научить показывать большой пальчик – «Отлично/хорошо»;
- Можно показать, как ходит медведь (поставить ножки шире и топтаться с ноги на ногу);
- Можно показать, как ходит заяц (поставить руки на высоте груди, кисти опустить вниз и прыгать);
- Можно показать, как ходит лиса (повилять попой);
- Можно показать, как волк щелкает зубками (широко открыть и закрыть рот, стуча зубами);
- Можно показать, как летает птичка (махать руками, бегать по комнате);
- Можно показать, как летит самолет/вертолет (руки развести в стороны и бегать по комнате);
- Можно показать, как идет утенок (двигаться по комнате вприсядку, руки в локтях согнуть и отвести в сторону)
- Когда малышу исполнится 2 годика, нужно выучить новый ответ «Сколько тебе лет?». Ребенок тренируется показывать сразу два пальчика (указательный и средний) – «2 годика».
Упражнения по артикуляции
Самое полезное и первое упражнение по артикуляции, которое ребенок вполне может осилить даже в 1 год – это упражнение дутья. Как можно натренировать этот навык:
- Дуть на свечку;
- Дуть в трубу/дудочку/саксофон;
- Дуть через трубочку в кружку с водичкой, пока вода не забулькает;
- Раздувать мыльные пузыри;
- Сдувать со стола бумажки.
В полтора года ребенку можно предложить новые упражнения по артикуляции:
- «Ку-ку». Показать, а потом спрятать язык. Повторить несколько раз.
- «Тик-так». Двигаем язык влево-вправо.
- «Домик». Нужно сказать, что рот ребенка – это домик. Мама аккуратно стучит пальцем по щеке: «стук-стук», — и ротик малыша открывается. Говорим: «Пока! Пока!», и ротик закрывается.
- «Вкусняшка». Обучение облизываться: сначала проводим языком по нижней губе, потом по верхней.
- «Воздушный шар». Раздуть щеки как шарик и лопнуть ручками;
- «Почистить зубы». Снова показываем зубки, затем кончиком языка скользим сначала по верхним зубкам, потом по нижним.
- «Цок-цок». «Цокать» языком, как лошадка.
- «Кривляки». Встать с ребенком перед зеркалом и покривляться: широко улыбнуться, зажмуриться, широко открыть глаза и рот, губки-уточкой и много, что еще можно придумать.
Игра «Теремок»
Данная игра отлично мотивирует малыша к произношению простых звуков, а элемент неожиданности увеличивает внимание ребенка. Необходимо сложить в заранее подготовленную коробку или мешочек игрушки (зверюшки, пупсы и всё то, что малыш хорошо знает). После чего начинается игра: нужно несколько раз спросить: «Кто в теремочке живет?» и как только малыш проявит настоящий интерес, можно начинать вытаскивать игрушки по одной, проговаривая их названия, к примеру — «Уточка», «кря-кря». Со временем можно малышу самостоятельно давать вытаскивать игрушки и самому называть их.
Дыхательная гимнастика
Можно начинать занятия ориентировочно с 1,5 лет.
- Лопнувшее колесо. Нужно сцепить руки в виде круга перед собой, как колесо. После, выдыхая, необходимо неторопливо скрещивать руки, в конце скрещивания правая рука должна лечь на левое плечо и наоборот. При движении рук имитируется звук спускающего колеса «ш-ш-ш».
- Насос. Потом можно попросить ребенка надуть сдутое колесо. Руки поставить перед собой, сжав в кулаки (как держат насос) и со звуком «с-с-с» изобразить надувку колеса. Повторить несколько раз.
- Громко-тихо. Произношение звуков громко и тихо. Пример: большой петух громко кричит «Кукареку», а потом маленькие цыплятки за ним повторяют тоже самое, но тихо.
- Дровосек. Сложить ручки, будто держится топор. Поднять наверх и резко опустить вниз со звуком «Ух-х». Повторить несколько раз.
- Дирижёр. Взмахнуть руками наверх и плавно опускать вниз, одновременно распевая слоги «М-ми», «М-мо», «М-му» и другие.
Чтение книг
При чтении книжки необходимо всегда спрашивать малыша по ходу сюжета: «Кто это?», «Что это?». Такие вопросы заставляют активизировать мысленную активность ребенка и стимулируют его к общению.
Сюжетно-ролевые игры
В ролевых играх с сюжетом у малыша возникает необходимость что-то говорить: придумать имена героев, рассказать об их действиях, выразить свои эмоции.
Общение с ребенком
Все общие дела с малышом нужно комментировать. Разговаривать с ребенком нужно неторопливо, но четко произнося слова, интонация должна быть понятной и яркой. Нужно проговаривать все названия предметов и их свойства (колючий, мягкий, сухой, мокрый, шершавый и т.д.). Это будет стимулировать развитие речи малыша, и обогащать его словарный запас.
Нужно всегда сравнивать предметы между собой (стоит низкий дом, а рядом высокий; проехала большая машина и маленькая). Необходимо объяснять причинно-следственную связь (помоет руки – будет кушать, наденет куртку – пойдет гулять, заиграла мелодия – танцует), а также всегда надо показывать результат этих действий (после мытья ручки стали чистыми, надел куртку – не замерз на улице).